Турфирмы изучают интернет
20 сентября в московской гостинице "Ренессанс" прошел однодневный семинар "Использование интернета для работы с клиентами на рынке туристических услуг", организованный Internet Business bureau при информационной поддержке РАТА, журнала "Турбизнес", "Туризм: практика, проблемы, перспективы". В семинаре приняли участие представители фирм "Академсервис ДМС", "Алантус", "Астравел", "Биг Трэвел", "Виадук Тур", "Роза Ветров Р", "ТЕЗ ТУР", "UTS", "Ист-Лайн", "Холидей М", "Курортный магазин" и многие другие.
В своем докладе "Российская аудитория интернета и индустрия туризма" директор исследований КОМКОН-Медиа Петр Залесский привел цифры по динамике развития аудитории российских пользователей интернета. За последние три года число пользователей Рунета выросло в 6 раз (с 770 тыс. в 1999 г. до 4,5 млн. в 2002 г.). Происходит перераспределение аудитории, отмечена тенденция все большего выхода в сеть с домашних компьютеров. В Москве число таких пользователей превышает число пользователей офисных ПК. Отмечается двукратный рост выходов в интернет из интернет кафе. Пользователи интернета имеют высокий имущественный статус - это, в основном, люди со средним и высоким достатком, причем доля пользователей с высоким достатком выросла с 19% в 1999 г. до 32% в 2001 г. Среди посетителей российских турсайтов доминирует возрастная группа 25-44 лет, причем пик приходится на потребителей 25-34 лет. Примерно около трети от общего числа пользователей Рунета посещают турсайты, однако доля покупки турпутевок через интернет в России составляет всего 2% от общих продаж в Рунете.
Главный аналитик отдела маркетинга Yandex Алексей Амилющенко привел примеры маркетинговых исследований на базе статистики поисковых запросов пользователей интернета. Он продемонстрировал слушателям семинара, как поисковая система Yandex , имеющая около 600 тыс. посещений в сутки и 2 млн. запросов, может проводить маркетинговые исследования, не задавая вопросов. Например, география запросов за неделю сентября (32 млн. запросов) выглядит следующим образом: Турция - 14617, Египет - 7154, Сочи - 6357, Таиланд - 979, Мальта - 849 и т.д. Можно отслеживать сезонную и годовую динамику запросов пользователей по выбранным словам, например "туризм", "турфирма", "тур" и т.д. Обычно средняя длина запроса в поисковой системе составляет 2,5-3 слова. Вот какие слова чаще всего встречаются в запросах после слова "тур" в порядке убывания: горящий, фирма, автобусный, Турция, Санкт-Петербург, Москва, Египет, рекламный, Инна, Натали и т.д. Возможности пресс-клиппинга позволяют бесплатно отслеживать смену интересов клиентов, интересующее направление, турфирму, конкурентов и др.
Участники семинара получили возможность ознакомиться с опытом работы компаний, планированием разработки интернет-ресурсов и современными технологиями создания функционального сайта, вопросами дизайна и юзабилити при создании эффективного сайта, рекламой и продвижением сайта в интернете.
RATA