Те Ата-и-Рашнкааху: королева без страны
После долгих лет преследований, унижений и нищеты древний народ маори переживает в наши дни период национального возрождения.
Раннее воскресное утро. В небольшой майорийской деревне Туакау в эту пору обычно царит тишина, но сегодня местечко заполнено автобусами и машинами членов таинуи - крупнейшего племенного союза маори, которые приехали на традиционную общинную трапезу. Трапезу учредил в 1884 году второй маорийский король Тафиао. Его народ тогда голодал, и монарх собрал всех тех своих подданных, кто был не в состоянии себя прокормить, - так возникла традиция проведения благотворительных обедов.
Над "мараэ" - площадью для собраний - ветер развевает два флага. На одном изображена спираль - герб того самого короля Тафиао. На другом красуется грифо-подобная птица на фоне звезд и Солнца. Этот знак соответствует имени нынешней маорийской королевы Те Ата-и-Рангикааху - "Ястреб, который летит на утренней заре". Разделенное на пять частей крыло птицы напоминает о пяти королях, занимавших трон до нынешней королевы; семь звезд представляют собой созвездие Плеяд. С появлением их на небосклоне в июне наступает новый маорийский год. Кроме того, это созвездие всегда предвещает спокойную погоду - и для маорийских королей Плеяды символизируют традиционное миролюбие их народа.
За общим столом с королевой
Мужчины в костюмах, женщины в черных платьях и наряженные в униформу музыканты из королевского оркестра духовых инструментов степенно дожидаются начала трапезы.
У старейшин племени лица покрыты яркой татуировкой. Как рассказывает легенда, эту татуировку, называемую "моко", делали на своих лицах воины, чтобы вселять страх во врагов. Искусство наносить татуировки всегда очень ценилось у маори и высоко оплачивалось. Нанесение "моко" было настоящей пыткой. Узор прорезался до самого мяса острыми инструментами, которые изготавливались из костей крыльев морских птиц или акульих зубов; а пигмент -смесь жженой древесной коры и ворвани или топленого собачьего жира - втирался при помощи льняной ткани в кровоточащие надрезы. Раны заживали неделями. Сегодня эта косметическая операция стала немного легче - татуировки накалываются иглами.
Все собравшиеся в Туакау хорошо знакомы друг с другом и в ожидании начала трапезы негромко обмениваются новостями. Наконец подъезжает темно-зеленый "Мерседес-500". Из него выходит королева и дружелюбно приветствует столпившихся вокруг автомобиля ликующих соплеменников.
После 33 лет правления Те Ата-и-Рангикааху знает почти всех своих подданных в лицо. Мужчины по очереди, в соответствии с рангом, выражают почтение верховной предводительнице маори.
Ее род восходит к воинам, прославившимся еще семь столетий назад, и это необычайно возвышает королеву в глазах маори: согласно их представлениям, значительную часть своей жизненной силы человек получает от предков, которые поддерживают его и помогают в течение всей жизни.
Постепенно выстраивается процессия: перед королевой вышагивают музыканты военного оркестра, за королевой следуют женщины, потом мужчины. За трапезой каждый занимает отведенное ему место. Гости садятся на одной стороне двора, хозяева - напротив. В почетном первом ряду сидят мужчины, которые по очереди исполняют роль тамады. Расположившиеся поодаль женщины будут петь песню, завершающую трапезу. Королева восседает отдельно от остальных: для нее и ее многочисленного семейства устанавливаются кресла под навесом.
Дворец маорийских монархов
Деревня Туакау принадлежит к числу бедных, однако для торжественной общинной трапезы приносится все, что есть в наличии.
При входе в "обеденный зал" приглашенные незаметно складывают принесенные с собой съестные припасы в плетеные корзины. Гости едят скромно, чтобы осталось достаточно
сидящим поодаль хозяевам. После трапезы атмосфера встречи становится менее формальной и более оживленной. Теперь каждый может поговорить о своих житейских заботах - о туристах, мешающих погребальным обрядам, или о завещаниях: если их оформить заблаговременно, то они обеспечивают мир между членами даже самого большого маорийского семейства.
Королева держится как и положено заботливой матери племени: пожимает руки спортсменам, которым посчастливилось попасть в национальную сборную, подставляет для поцелуя щеку учителям, преподающим на языке маори.
По завершении всех церемоний кортеж направляется обратно - в "столицу" маорийского королевства Нгару-авахиа. Этот город, в котором не более шести тысяч жителей, разделен надвое рекой. На левом берегу - унылая бедность; несколько торговцев предлагают на главной улице свежее мясо, двое других - видеокассеты; здесь же расположились офис американской Армии спасения, бюро помощи условно освобожденным, служба социального обеспечения, полиция и парикмахерская...
Совсем иная картина на правом берегу. За высокой оградой раскинулась главная площадь, где проходят собрания племенного союза таинуи, а неподалеку от нее дворец - официальная резиденция королевы.
Зал для приемов резиденции обставлен почти с восточной роскошью, но при этом выглядит уютно - матово поблескивают покрытые причудливой резьбой стены, маленькими группами расставлены мягкие кресла.
В передней части помещения на возвышении стоит трон, у его подножия разложены реликвии таинуи - боевые топоры из нефрита, копья, палицы, искусно вырезанные из камня и дерева предметы обихода, которым уже сотни лет. Многие из них не принадлежат королеве; они переданы во дворец на хранение старинными маорийскими семьями.
Те Ата-и-Рангикааху почти не дает интервью и только раз в году произносит официальную речь. Причина такого немногословия-уважение к традициям. "Если я раздам много обещаний, мне придется их исполнять, - говорит королева. - А что останется тогда делать мужчинам?" Своим влиянием она пользуется незаметно: племенные вожди частенько прибывают для консультаций с ней в резиденцию или в дом на полуострове Коро-мандель, где Те Ата-и-Ран-гикааху отдыхает.
Бремя маорийских королей
Королевское правление у маори возникло в 1858 году, когда этого потребовали особые обстоятельства. С одной стороны, с появлением ружей, которые привезли на острова европейцы, междоусобные стычки племен могли привести к взаимному истреблению маори. С другой -постоянный приток белых поселенцев грозил вытеснить местных жителей с насиженных мест.
Племенные вожди решили, что король смог бы установить порядок и воспрепятствовать дальнейшей распродаже земель белым поселенцам. Требовалось найти такого предводителя, который пользовался уважением людей, владел крупной собственностью, был кровно связан с другими племенами маори и сумел бы спасти народ от обрушившихся на него невзгод.
"Все старые семейства жили на скудной земле; только моему предку принадлежало много плодородной земли на реке Ваикато: он и стал первым королем", - рассказывает королева. Коронование состоялось в Нгаруава-хиа, но корону новый монарх не получил; не вручается она и сейчас - для процедуры достаточно прикоснуться старой английской библией к голове нового правителя.
В 1863 году английская администрация объявила избрание маорийского короля "мятежом" и отдала приказ войскам выступить против маори. В течение года всякое сопротивление туземцев было жестоко подавлено. Та-фиао - второй маорийский король - был вынужден покинуть свою резиденцию и скрыться высоко в горах.
Тем временем британские колониальные власти присвоили более 5000 квадратных километров маорийских земель. Крупные участки были розданы или проданы белым поселенцам.
Когда Тафиао в 1881 году вернулся из изгнания, он увидел, что маори превратились в народ вдов, сирот и безземельных бедняков. Оставаться королем значило с тех пор нести ответственность за достижение двух целей: создать необходимые условия для выживания и вернуть хоть малую часть отнятой колонистами земли.
1 70000000 долларов компенсации
Однако возвращение земель еще долго оставалось несбыточной мечтой. Короля Кроки, отца нынешней королевы, чаще можно было увидеть на пашне за рулем трактора, чем за столом переговоров с белыми властями.
Лишь когда лейбористское правительство учредило в 1975 году в городе Вайтанги судебную палату, ситуация изменилась: наконец в стране появился орган, куда маори могли обратиться с жалобами и который имел право передать все их предложения правительству.
Первый иск властям Веллингтона (на девять миллионов долларов!) был предъявлен в 1989 году. Но спустя шесть лет министр юстиции Новой Зеландии Дуглас Грэ-хэм решил, что сумма должна быть значительно больше. В качестве компенсации в 1999 году маори были переданы финансовые средства и земли на общую сумму в 170 миллионов долларов. Правительство Новой Зеландии и даже лично королева Елизавета II принесли формальные извинения за совершенные в прошлом беззакония. Однако фактически Те Ата-и-Рангикааху до сих пор остается королевой не только без короны, но и без страны...
На веслах по Тихому океану
Как бы то ни было, королева уверяет, что перед маори открываются хорошие перспективы. Историческому музею в Гамильтоне она преподнесла поистине королевский подарок, передав ему старинное боевое каноэ "ва-ка тауа". Эти лодки достигали в длину 36 метров и были необычайно быстры - развивали скорость более 20 узлов. Они брали на борт до сотни воинов во главе с загребным, сидевшим в середине каноэ. Именно на подобных лодках в Новую Зеландию приплыли почти тысячу лет назад представители "морских племен" Полинезии - предки современных маори. Сейчас "вака тауа" отреставрирована и стоит в светлом, специально для нее построенном отделении музея. "Эта великолепная лодка - символ славного национального прошлого и залог счастливого будущего маори", - говорит Те Ата-и-Рангикааху. А королева, как никто другой, знает толк в символах.
№ 1 2001 "GEO"