-->
 
ЋЎг祭ЁҐ Ё ®Ўа §®ў ­ЁҐ ў €бЇ ­ЁЁ - ‚лб襥 ®Ўа §®ў ­ЁҐ Ё ЁбЇ ­бЄЁ© п§лЄ
 Навигация»
Справка
Погода в мире
(а-б)
Погода в мире
(з-к)
Погода в мире
(л-т)
Погода в мире
(у-я)
Курсы валют
Авиакомпании
Каталог турфирм
Каталог отелей
Каталог турсайтов
Информация
Архив статей
Фотогалерея
Видеоролики
Анекдоты
Истории
Страны
Турбизнес
Регистрация
Панель управления
Технологии
Законодательство
Компании
Страхование
Гостиницы
События
Транспорт
Рынки
Тенденции
Рекламные туры
О проекте
Партнеры
Друзья
Контакты


 NetTour.ru » Новая Зеландия » Статьи » Те Ата-и-Рашнкааху: королева без страны

Те Ата-и-Рашнкааху: королева без страны


Те Ата-и-Рашнкааху: королева без страны После долгих лет преследований, унижений и нищеты древний народ маори переживает в наши дни период национального возрождения.

Раннее воскресное утро. В небольшой майорийской деревне Туакау в эту пору обычно царит тишина, но сегодня местечко заполнено автобусами и машинами членов таинуи - крупнейшего племенного союза маори, которые приехали на традиционную общинную трапезу. Трапезу учредил в 1884 году второй маорийский король Тафиао. Его народ тогда голодал, и монарх собрал всех тех своих подданных, кто был не в состоянии себя прокормить, - так возникла традиция проведения благотворительных обедов.

Над "мараэ" - площадью для собраний - ветер развевает два флага. На одном изображена спираль - герб того самого короля Тафиао. На другом красуется грифо-подобная птица на фоне звезд и Солнца. Этот знак соответствует имени нынешней маорийской королевы Те Ата-и-Рангикааху - "Ястреб, который летит на утренней заре". Разделенное на пять частей крыло птицы напоминает о пяти королях, занимавших трон до нынешней королевы; семь звезд представляют собой созвездие Плеяд. С появлением их на небосклоне в июне наступает новый маорийский год. Кроме того, это созвездие всегда предвещает спокойную погоду - и для маорийских королей Плеяды символизируют традиционное миролюбие их народа.

За общим столом с королевой
Мужчины в костюмах, женщины в черных платьях и наряженные в униформу музыканты из королевского оркестра духовых инструментов степенно дожидаются начала трапезы.

У старейшин племени лица покрыты яркой татуировкой. Как рассказывает легенда, эту татуировку, называемую "моко", делали на своих лицах воины, чтобы вселять страх во врагов. Искусство наносить татуировки всегда очень ценилось у маори и высоко оплачивалось. Нанесение "моко" было настоящей пыткой. Узор прорезался до самого мяса острыми инструментами, которые изготавливались из костей крыльев морских птиц или акульих зубов; а пигмент -смесь жженой древесной коры и ворвани или топленого собачьего жира - втирался при помощи льняной ткани в кровоточащие надрезы. Раны заживали неделями. Сегодня эта косметическая операция стала немного легче - татуировки накалываются иглами.

Все собравшиеся в Туакау хорошо знакомы друг с другом и в ожидании начала трапезы негромко обмениваются новостями. Наконец подъезжает темно-зеленый "Мерседес-500". Из него выходит королева и дружелюбно приветствует столпившихся вокруг автомобиля ликующих соплеменников.

После 33 лет правления Те Ата-и-Рангикааху знает почти всех своих подданных в лицо. Мужчины по очереди, в соответствии с рангом, выражают почтение верховной предводительнице маори.

Ее род восходит к воинам, прославившимся еще семь столетий назад, и это необычайно возвышает королеву в глазах маори: согласно их представлениям, значительную часть своей жизненной силы человек получает от предков, которые поддерживают его и помогают в течение всей жизни.

Постепенно выстраивается процессия: перед королевой вышагивают музыканты военного оркестра, за королевой следуют женщины, потом мужчины. За трапезой каждый занимает отведенное ему место. Гости садятся на одной стороне двора, хозяева - напротив. В почетном первом ряду сидят мужчины, которые по очереди исполняют роль тамады. Расположившиеся поодаль женщины будут петь песню, завершающую трапезу. Королева восседает отдельно от остальных: для нее и ее многочисленного семейства устанавливаются кресла под навесом.

Дворец маорийских монархов
Деревня Туакау принадлежит к числу бедных, однако для торжественной общинной трапезы приносится все, что есть в наличии.

При входе в "обеденный зал" приглашенные незаметно складывают принесенные с собой съестные припасы в плетеные корзины. Гости едят скромно, чтобы осталось достаточно

сидящим поодаль хозяевам. После трапезы атмосфера встречи становится менее формальной и более оживленной. Теперь каждый может поговорить о своих житейских заботах - о туристах, мешающих погребальным обрядам, или о завещаниях: если их оформить заблаговременно, то они обеспечивают мир между членами даже самого большого маорийского семейства.

Королева держится как и положено заботливой матери племени: пожимает руки спортсменам, которым посчастливилось попасть в национальную сборную, подставляет для поцелуя щеку учителям, преподающим на языке маори.

По завершении всех церемоний кортеж направляется обратно - в "столицу" маорийского королевства Нгару-авахиа. Этот город, в котором не более шести тысяч жителей, разделен надвое рекой. На левом берегу - унылая бедность; несколько торговцев предлагают на главной улице свежее мясо, двое других - видеокассеты; здесь же расположились офис американской Армии спасения, бюро помощи условно освобожденным, служба социального обеспечения, полиция и парикмахерская...

Совсем иная картина на правом берегу. За высокой оградой раскинулась главная площадь, где проходят собрания племенного союза таинуи, а неподалеку от нее дворец - официальная резиденция королевы.

Зал для приемов резиденции обставлен почти с восточной роскошью, но при этом выглядит уютно - матово поблескивают покрытые причудливой резьбой стены, маленькими группами расставлены мягкие кресла.

В передней части помещения на возвышении стоит трон, у его подножия разложены реликвии таинуи - боевые топоры из нефрита, копья, палицы, искусно вырезанные из камня и дерева предметы обихода, которым уже сотни лет. Многие из них не принадлежат королеве; они переданы во дворец на хранение старинными маорийскими семьями.

Те Ата-и-Рангикааху почти не дает интервью и только раз в году произносит официальную речь. Причина такого немногословия-уважение к традициям. "Если я раздам много обещаний, мне придется их исполнять, - говорит королева. - А что останется тогда делать мужчинам?" Своим влиянием она пользуется незаметно: племенные вожди частенько прибывают для консультаций с ней в резиденцию или в дом на полуострове Коро-мандель, где Те Ата-и-Ран-гикааху отдыхает.

Бремя маорийских королей
Королевское правление у маори возникло в 1858 году, когда этого потребовали особые обстоятельства. С одной стороны, с появлением ружей, которые привезли на острова европейцы, междоусобные стычки племен могли привести к взаимному истреблению маори. С другой -постоянный приток белых поселенцев грозил вытеснить местных жителей с насиженных мест.

Племенные вожди решили, что король смог бы установить порядок и воспрепятствовать дальнейшей распродаже земель белым поселенцам. Требовалось найти такого предводителя, который пользовался уважением людей, владел крупной собственностью, был кровно связан с другими племенами маори и сумел бы спасти народ от обрушившихся на него невзгод.

"Все старые семейства жили на скудной земле; только моему предку принадлежало много плодородной земли на реке Ваикато: он и стал первым королем", - рассказывает королева. Коронование состоялось в Нгаруава-хиа, но корону новый монарх не получил; не вручается она и сейчас - для процедуры достаточно прикоснуться старой английской библией к голове нового правителя.

В 1863 году английская администрация объявила избрание маорийского короля "мятежом" и отдала приказ войскам выступить против маори. В течение года всякое сопротивление туземцев было жестоко подавлено. Та-фиао - второй маорийский король - был вынужден покинуть свою резиденцию и скрыться высоко в горах.

Тем временем британские колониальные власти присвоили более 5000 квадратных километров маорийских земель. Крупные участки были розданы или проданы белым поселенцам.

Когда Тафиао в 1881 году вернулся из изгнания, он увидел, что маори превратились в народ вдов, сирот и безземельных бедняков. Оставаться королем значило с тех пор нести ответственность за достижение двух целей: создать необходимые условия для выживания и вернуть хоть малую часть отнятой колонистами земли.

1 70000000 долларов компенсации
Однако возвращение земель еще долго оставалось несбыточной мечтой. Короля Кроки, отца нынешней королевы, чаще можно было увидеть на пашне за рулем трактора, чем за столом переговоров с белыми властями.

Лишь когда лейбористское правительство учредило в 1975 году в городе Вайтанги судебную палату, ситуация изменилась: наконец в стране появился орган, куда маори могли обратиться с жалобами и который имел право передать все их предложения правительству.

Первый иск властям Веллингтона (на девять миллионов долларов!) был предъявлен в 1989 году. Но спустя шесть лет министр юстиции Новой Зеландии Дуглас Грэ-хэм решил, что сумма должна быть значительно больше. В качестве компенсации в 1999 году маори были переданы финансовые средства и земли на общую сумму в 170 миллионов долларов. Правительство Новой Зеландии и даже лично королева Елизавета II принесли формальные извинения за совершенные в прошлом беззакония. Однако фактически Те Ата-и-Рангикааху до сих пор остается королевой не только без короны, но и без страны...

На веслах по Тихому океану
Как бы то ни было, королева уверяет, что перед маори открываются хорошие перспективы. Историческому музею в Гамильтоне она преподнесла поистине королевский подарок, передав ему старинное боевое каноэ "ва-ка тауа". Эти лодки достигали в длину 36 метров и были необычайно быстры - развивали скорость более 20 узлов. Они брали на борт до сотни воинов во главе с загребным, сидевшим в середине каноэ. Именно на подобных лодках в Новую Зеландию приплыли почти тысячу лет назад представители "морских племен" Полинезии - предки современных маори. Сейчас "вака тауа" отреставрирована и стоит в светлом, специально для нее построенном отделении музея. "Эта великолепная лодка - символ славного национального прошлого и залог счастливого будущего маори", - говорит Те Ата-и-Рангикааху. А королева, как никто другой, знает толк в символах.

№ 1 2001 "GEO"

 Реклама>
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru

© 2002-2003 Компания aline.ru.
Все права защищены.
Веб-дизайн и продвижение сайта - aline.ru