На рубежах Родины. Владивосток
Первый мой рассказ будет посвящен… нет-нет, не угадали до Японии еще целых 300 морских миль. А поведаю немного о нашем славном городе Владивостоке, через который лежал мой путь на острова «обетованные».
Что в первую очередь бросается в глаза, так это знаменитые Владивостокские сопки, на которых расположился весь город. По сравнению с Владивостоком Иркутск кажется просто ровной асфальтированной площадкой. Крутые подъемы и спуски, на которых прилепились (пришлось потрудится местным архитекторам) старые и новые дома, девятиэтажки и другие строения. Жители Владивостока по своему используют особенности местного рельефа. Довольно в интересном разрезе смотрится белье, вывешенное на веревках, которые натянуты на лебедках прямо от квартиры до ближайшего склона. А что вы хотите? Влажность во Владивостоке стандартно держится в районе 100% (а то и выше), и поэтому все здесь сохнет неимоверно долго, а то и не сохнет вовсе. На городском фуникулере можно подняться на одну из господствующих сопок, откуда открывается великолепная панорама всего города и бухты Золотой Рог, усеянной множеством больших и малых судов.
Необходимо сделать небольшой исторический экскурс. Владивосток был основан, как прибрежное поселение, в конце 18 века казаками, которых в те времена активно расселяли по Сибири и Дальнему Востоку охранять необъятные новоприобретённые российские просторы. Естественные природные условия и стратегическое положение города в Маньчжурии и на Японском море быстро сделали его одной из самых заметных крепостей на наших восточных рубежах. Владивостокские сопки одна за другой покрываются фортами и батареями. Еще в царское время Владивосток был превращен в поистине неприступную крепость, в которой 25 тысячный гарнизон мог бы оборонятся около 6 лет без всяких сношений с внешним миром. Между фортами, расположенными на каждой сопке, былы вырыты ходы сообщений сначала наземные, а потом и подземные. Наверное, эти подземные переходы положили начало огромной сети катакомб, сохранившейся и по сей день. Об этих катакомбах ходит множество легенд и слухов. Например, в городе есть бывший китайский квартал (сейчас там сохранилось несколько полуразрушенных зданий прошлого века, среди которых притаился «Вишневый сад» - небольшая фабрика очень вкусных пирожных, изготовляемых по старинным рецептам) с расположенными под ним китайскими катакомбами. Чем интересны, именно китайские, катакомбы, так это большим обилием ловушек и потайных дверей, устроенных китайскими контрабандистами на случай облав. Многие из этих приспособлений могут сработать и сегодня. Более того есть сведения, что существует подземный ход через пролив с материка на остров Русский, что расположен на выходе из Золотого Рога, но ни опровергнуть, ни подтвердить это утверждение не могут. Из-за срока давности очень многие туннели пришли в негодность и ходить по ним просто опасно для жизни, поэтому и выяснить никто ничего не может или это большой секрет. Остров Русский тоже весь изрыт и еще до недавнего времени (а если кто помнит еще в 80-е годы Владивосток был закрытым городом) вместе с Владивостоком представлял собой единый мощный комплекс укреплений. Ходит байка о том, что если бы весь мир с атомным и любым другим оружием единомоментно навалился бы на эту крепость, то она смогла бы продержаться целых 15 минут. Правда, в нынешнее время от былой мощи остался только музей «Владивостокская крепость», основанный на месте одной из батарей Амурского залива.
Дорожное движение во Владивостоке на порядок интенсивнее, чем в Иркутске, из-за большого количества автомашин. Днем ехать через центр – дело долгое, если, не сказать, гиблое. Иномарки всех мастей в основном производства Японии и Кореи толкутся на дороге, как селедки в канаве. А если по дороге вам попалась машина отечественного производства - можете смело загадывать желание. Загазованность от всего этого импортного добра – значительно выше, чем в Иркутске (и уж на порядок выше, чем в Японии – это я уже немного вперед забегаю). Дороги во Владивостоке – это настоящая находка для любителей автоэкстрима. Изобилующие канавами, выщерблинами, ямами, открытыми люками они выглядят так, будто попали под минометный обстрел. Крутые подъемы Владивостокских сопок оказывают автомоблистам еще одну дурную услугу в зимнее время. Это когда шел мокрый снег или дождь с вечера, а утром все это леденеет, вспоминаете?.. Вот-вот. По этой причине некоторые дороги просто оказываются недоступными для проезда, за исключением может быть каких-нибудь шипованных джипов.
Один мой знакомый, побывав во Владивостоке и ознакомившись с местным автомобильным вождением, сказал: «В этом городе есть только одно правило дорожного движения – правил нет». Конечно, это так лишь отчасти. Например, водителю из левого ряда ничего не стоит повернуть на улицу направо в густом потоке автомашин, подрезав тебе нос. Бывают проезды на красный свет (скажите лучше, где их нет). Однако, частенько нарушая писаные правила, здешний водитель придерживается правил неписаных. Одно из таких правил: стань невыгодно (в невыгодное положение для въезда) и тебя пропустят. Это актуально для выезжающих с боковых улиц на главную, для перестройки в другой ряд. Если бы этого не было, можно было бы часами ждать свободного места.
В один воскресный день моего пребывания, а конкретно 29 июля состоялось сколькитолетие Тихоокеанского Военно-Морского флота. На основную часть зрелища попасть мне, увы, не довелось (как раз перед отъездом на зрелище лопнула водопроводная труба, пришлось разбираться со слесарями и т.д.). Поэтому описание его знаю только со слов местных жителей. Да услышал краем уха разговор двух прибрежных бомжей: «Что тут было. Только за работу, а тут стрелять стали. Грохота, шума , пальбы-то.. Ё№;%». В общем-то мероприятие это довольно стандартное из года в год. К берегу подходит десантный корабль, высаживает бригаду морских пехотинцев, «краповых беретов» на БМП с автоматами, стрельбой и криками. Бессменный хор моряков на берегу поет бравые морские песни, под которые маршируют курсанты морского училища… Все это действие происходит на набережной Амурского залива (местечко, надо вам сказать, типа нашей набережной у о-ва Юность, правда поживописней). Потом народ толкается на этой набережной до вечера, пьет пиво, ходит в парк и океанариум, ну а вечером салют. До последнего я кое-как дотерпел, хотя салют получился, так скажем, вполне скромный. Где-то на уровне нашего 9-го мая, а то и поменьше.
То ли город-побратим, то ли одна из крупных японских корпораций как-то удосужилась сделать городу подарок. На центральных улицах были установлены два огромных телевизора, бодро вещающие денно и нощно свежие новости и прочую информацию. Выглядят они довольно забавно, а называют их здесь еще забавней - «бомж-TV»...
Есть еще одно распространенное мнение о Владивостоке, как о городе моряков, проституток и бандитов. Могу уверить, что все не так уж и запущеноJ. С первыми дело обстоит нормально. Моряки есть. Ходят по улицам, блистая пуговицами, в бескозырках и с кортиками на ремне. Со вторыми, к счастью, встречаться не довелосьJ. Ну, а бандиты во Владивостоке – народ вполне цивилизованный. Например, валюту запросто можно менять просто на улице – по трассе стоят соответствующие машины с соответствующими ребятами. Курс, естественно, более выгодный, чем в банке. И стопроцентно без обмана, все под контролем у местных боссов. А попробуй кого-нибудь надуть (обсчитать или фальшивку подкинуть) и лучше тебе во Владивостоке не появляться. В местных казино тоже не обманывают. Да и вообще, если и кидают, то по крупному (это как везде). Одним словом, криминальный сектор во Владивостоке вполне устойчив, а залетных гастролеров не любит.
Ну, и конечно же нельзя обойти одну из самых главных достопримечательностей Владивостока – это море. Ожерелье песчаных пляжей на побережье к северу и к югу от города - отличные места для любого отдыха (дикого или самого комфортного). Теплая вода и пенистые волны Японского моря – это очень здорово. Уж поверьте…
И, напоследок, мои друзья, у которых я останавливался, очень хорошие и душевные люди, сводили меня в китайский ресторан «Золотой Феникс». Там я впервые попробовал китайские блюда (это очень вкусно), а также новый сорт пива под названием... «САППОРО». Но о Саппоро рассказ будет в следующий раз... А пиво, вообщем-то оказалось неплохое...
Михеев Алексей
www.hokkaido.far.ru