Отпуск цен
На туристическом рынке начинается борьба за "бедных" туристов. Дешевые турпакеты, от 100 до 200 долларов, предлагаются на пустующие сейчас курорты. Туроператоры опасаются, что инициатор распродажи - издательский дом "Высокий сезон" - будет держать низкие цены и в период отпусков. Это приведет к обвалу цен на рынке и росту привлекательности зарубежных поездок.
Уступки бюджетникам
На днях журнал "Чук и Гек" объявил о создании "Программы поддержки туристов". Как рассказала ГАЗЕТЕ Тамара Всеволжская, генеральный директор издания, "программа ориентирована на социально незащищенные слои населения - учителей, медицинских работников, которые раньше не могли и мечтать об отдыхе в Турции. Помимо этого, такие туристы интересны и самим туркомпаниям. Дело в том, что многие операторы, пытаясь добиться большей скидки от владельцев гостиниц и авиакомпаний, выкупают в них места даже в заведомо убыточные дни. Теперь на ранее невостребованные путевки найдутся покупатели". По данным экспертов, в низкий сезон самолеты заполняются на 40-50%, остальные путевки просто "сгорают". При этом, как отмечает Тамара Всеволжская, "на некоторых курортах в низкий сезон (например, в середине мая - начале июня) климатические условия вполне комфортные, просто люди не хотят брать отпуск в начале лета".
По "Программе поддержки туристов" участников разделят на три категории исходя из размеров дохода. В качестве претендентов на покупку дешевого тура будут рассматриваться бюджетники с зарплатой, не превышающей 10 тыс. рублей в месяц. Организаторы распродажи будут сами решать, кому какой тур предлагать: неделю в Египте или Турции за 100 долларов, путевку на Крит, Кипр или Болгарию за 150 долларов, Испанию и ОАЭ за 200 долларов. Схема участия похожа на программу "Магазина горящих путевок": каждый желающий должен заполнить подробную анкету, после чего редакторы журнала решат, в какую группу можно отнести туриста. Если в процессе отбора выяснится, что участник уже бывал за границей и просто хочет сэкономить на отдыхе, он будет удален из списка претендентов. После прохождения первого отборочного тура потенциальный турист должен ежемесячно высылать купоны участника в редакцию журнала, тем самым подтверждая свое участие. Даже если тур за это время подорожает, его продадут по первоначально зафиксированной цене. В данный момент ИД "Высокий сезон" ведет переговоры с потенциальными партнерами - туристическими компаниями "Пак Групп", "Инна Тур", "Туральянс", "UTE Мегаполис", "Tez Tour". Похоже, переговоры будут успешными. "Заявленные цены по этой программе в определенные дни совпадают с себестоимостью тура. Поэтому самые расчетливые туроператоры могут минимизировать свои потери, согласившись на участие в программе в четко определенные даты", - считает Андрей Озолинь, генеральный директор компании "Магазин горящих путевок".
Туроператоры боятся демпинга
Правда, многие туроператоры к новой программе относятся настороженно. "Мы проводили ряд переговоров с организаторами и пока решили продавать "экспериментальные" путевки в небольшом количестве и в строго установленные дни, но окончательного решения об участие в проекте не принято", - заявил ГАЗЕТЕ PR-директор компании "Туральянс" Богдан Курилко. Представитель другой крупной туроператорской компании, пожелавший остаться неизвестным, рассказал ГАЗЕТЕ: "На неустойчивом туристическом рынке любой подобный шаг может вызвать негативные последствия для всей отрасли. Насколько я понимаю, пока нет четких условий участия в программе. Таким образом, выгодным предложением может воспользоваться каждый, что вызовет очередной всплеск демпинга на рынке".
Скорее всего, так и произойдет. Как призналась Тамара Всеволжская, "если у кого-то из туроператоров в высокий сезон будут плохо идти продажи, мы их поддержим и предложим туристам "уцененные" путевки от этих компаний".
По мнению экспертов, если в программе будут участвовать 100-150 туристов, они помогут турфирмам выжить в низкий сезон, но 500-600 таких путешественников смогут подорвать рынок.
Иван Голунов
29.10.2002 "Газета"