-->
 
ЋЎг祭ЁҐ Ё ®Ўа §®ў ­ЁҐ ў €бЇ ­ЁЁ - ‚лб襥 ®Ўа §®ў ­ЁҐ Ё ЁбЇ ­бЄЁ© п§лЄ
 Навигация»
Справка
Погода в мире
(а-б)
Погода в мире
(з-к)
Погода в мире
(л-т)
Погода в мире
(у-я)
Курсы валют
Авиакомпании
Каталог турфирм
Каталог отелей
Каталог турсайтов
Информация
Архив статей
Фотогалерея
Видеоролики
Анекдоты
Истории
Страны
Турбизнес
Регистрация
Панель управления
Технологии
Законодательство
Компании
Страхование
Гостиницы
События
Транспорт
Рынки
Тенденции
Рекламные туры
О проекте
Партнеры
Друзья
Контакты


 NetTour.ru » Россия » Статьи » Калининград — Россия в Европе?

Калининград — Россия в Европе?


Что принесет Калининградской области расширение Европейского Союза: моральный и экономический ущерб, как опасаются сами калининградцы, или прекрасные возможности опередить остальную Россию в том же экономическом развитии и строительстве гражданского демократического общества? И от чего зависит поворот судьбы российского эксклава в ту или другую сторону? Об этом в интервью «Росбалту» размышляет политолог Соломон Гинзбург.

- Почти три года прошло с тех пор, как на саммите ЕС-Россия в Хельсинки из уст тогда еще премьера России Владимира Путина впервые в отношении Калининградской области прозвучало понятие «пилотный» регион — регион сотрудничества между Западом и Востоком. Но до сих пор это понятие не зафиксировано ни в одном официальном документе, не получило смыслового развития, не говоря уж о его реальном наполнении. Почему так происходит, как вы думаете?

- Бесспорно, выдвижение и реализация специального калининградского проекта, который не только позволил бы встроить калининградский регион в новый экономический, политический и социальный контекст, но и способствовал бы практическому приближению «материковой» России к Европе, имело бы хорошие перспективы. Но для этого практические действия Кремля в первую очередь должны определяться потребностями экономической модернизации России, а не устаревшими и явно завышенными надеждами на ее державное величие.

От болезни «великодержавности», противопоставляющей Россию другим странам, лечат развитая демократия и процветающая экономика. Именно это позволило Германии после второй мировой войны освободиться от наваждения «особого пути». Можно опереться и на опыт Японии. Отказ от изоляционизма и ксенофобии, от ставки на военную мощь, обращение лицом к Западу при сохранении собственных национально-культурных традиций оказался для этой страны чрезвычайно результативен. Японцы научились не жертвовать ради «порядка» свободой и правами людей. Поэтому, как мне кажется, речь надо вести не об «особом» пути России, а об ее особой ответственности перед самой собой, ее гражданами.

В этом контексте представляются актуальными итоги недавнего саммита в Брюсселе, посвященного проблеме Калининграда. Он продемонстрировал, что эта проблема пока решается как бы «понарошку». ЕС делает вид, что пошел на уступки России, а Россия — что отстояла свои национальные интересы. Произошедшее в Брюсселе правильнее было бы назвать не «стратегическим успехом», а отложенным компромиссом. А ведь идея «пилотного» региона в моем понимании как раз и является смысловым звеном в урегулировании этих отношений.

- Похоже, что некоторые политики испытывают страх при мысли, что Калининградская область приблизится к Европе. Они извлекают политические дивиденды из неизжитого «окопного» сознания населения региона...

- Справедливости ради следует признать, что ЕС дает для этого повод. Накануне саммита в Брюсселе его упорное нежелание идти на какие-либо уступки в вопросе визового режима для граждан России — жителей Калининградской области чуть было не привело к нарушению конституционного права россиян на свободу передвижения, гарантированного Всеобщей декларацией прав человека.

Но я считаю, что попытки отдельных политиков, в частности, депутатов Государственной Думы, разжигать реваншистские настроения под прикрытием защиты интересов калининградцев, обвинять ЕС в скрытых попытках отторжения Калининграда от России — недопустимо. Такая позиция подвергает опасности всю архитектуру отношений в Европе.

Безответственно — эксплуатировать так называемые территориальные проблемы, использовать в этих целях такие призраки прошлого, как секретный протокол пакта Молотова-Риббентропа. Потому, что эта страница европейской истории навсегда перевернута и даже гипотетически не должна влиять на выработку международной политики.

Российский суверенитет над Калининградом безусловен и вообще не должен являться темой для публичного обсуждения в любой форме. Однако проблему Калининграда надо решать до принятия в ЕС Польши и Литвы. При этом и ЕС, и Россия должны проявить не только готовность к компромиссам, но и политическую волю.

Мне представляется в этой связи, что в первом полугодии 2003 году региональной и федеральной власти было бы уместным сосредоточиться — как минимум — на пяти задачах, решение которых позволило бы найти ключ к калининградской головоломке. Во-первых, следует добиваться, чтобы всем жителям Калининградской области бесплатно были бы выданы российские заграничные паспорта. Расходы по проведению данной акции должны взять на себя федеральный Центр и ЕС.

Во-вторых, предложить ЕС предоставить всем жителям Калининградской области право получения многократной шенгенской визы длительного пользования в упрощенном порядке. Право пользования безвизовым проездом должно распространяться на родственников жителей нашего региона, проживающих на основной территории России. Целесообразным представляется рекомендовать ЕС выдачу калининградцам виз за счет собственных средств и закончить ее к моменту официального вступления в союз Польши и Литвы.

Думается, что в качестве ответного жеста наша страна могла бы ввести в отношении стран Шенгенского соглашения облегченный визовый режим для въезда на территорию России. Я бы считал также необходимым, чтобы Россия представила на рассмотрение «большой восьмерки» и ЕС в целом проект международного Соглашения «О развитии Калининградской области в новых геоэкономических и геополитических условиях». В нем, наряду с визовыми, должны присутствовать и более важные социально-экономические аспекты (стандарты, транзит грузов, экология, рыболовство, таможенно-пограничные процедуры и др.).

РФ и ЕС совместными усилиями должны были бы создать российско-европейский фонд по развитию калининградского региона, прежде всего, для среднего и малого бизнеса. А региональная власть должна на этом настаивать.

- Как я понимаю, ваши «рецепты» направлены на то, чтобы сломать стену, отделяющую Россию от Европы?

- Вы правы. В 2002 году окончательно утвердилась политическая мода на Калининград. Однако надо идти дальше, делать следующие шаги. Европейская перспектива должна быть осознана как на уровне политической элиты, так и на уровне общества. Возвращение в Европу, повышение стандартов жизни — вот что способно объединить вменяемых людей на прагматической основе. По итогам выборов 2003 г. в национальный парламент станет понятным, куда идут регион и Россия — к реальной европейской свободе или к азиатской управляемой демократии.

Что касается Калининграда, то федеральная бюрократия должна избавиться от иллюзии, будто калининградцы — ее слуги, которые по первому свистку будут делать все, что она прикажет. Развитие области в пилотном режиме, достойный уровень жизни, идеология здорового регионального эгоизма, вне всякого сомнения, могут консолидировать региональное сообщество, задать вектор его движения, противостоять такому негативному явлению, как сепаратизм. В решении этих проблем важная роль отводится политической воле лидеров.

- В приобщение региона к Европе не последнюю роль играет его имидж. Он был весьма подпорчен в последние годы региональными склоками, слухами о непомерном уровне преступности и распространения СПИДа. Есть ли, на ваш взгляд, возможность «поправить» его?

- Предшествующее руководство области с точки зрения имиджа не выдерживало никакой критики. Сегодня у региона иное лицо, воспринимаемое гораздо более благосклонно. Это обстоятельство следует использовать в максимальной степени. Имидж не формируется за год. Это длительный процесс. Нужно воспитать гражданскую ответственность каждого жителя области за облик региона. Любой вменяемый калининградец должен понимать, что отношение к нему лично во многом будет определяться отношением к земле, на которой он живет. Поэтому на данном направлении требуется продуманная государственная политика — от СМИ до использования каналов личных связей.

Эффективным брэндом — маркой Калининградской области — может стать формула «Россия в Европе». Мне представляется, что реализация тезиса «жить по-европейски в России» обладает мощным консолидирующим началом.

Росбалт

 Реклама>
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru

© 2002-2003 Компания aline.ru.
Все права защищены.
Веб-дизайн и продвижение сайта - aline.ru