Юбилей отеля новой волны
В феврале московская гостиница «Катерина» отмечает свое пятилетие. В начале 1998 г. открылся первый корпус отеля на 30 номеров, спустя два года была сдана вторая очередь гостиницы на 119 комнат. С созданием в июне 1999 г. гостиничной управляющей компании UMACO «Катерина» стала рассматриваться как первое звено в формирующейся одноименной гостиничной сети. В конце года открывается второй отель под именем «Катерина» - «Катерина Альпик» на Красной Поляне. В «копилке» UMACO консалтинговая поддержка проектов строительства таких столичных отелей, как «Сретенская», «Полянка» и «На Озерковской», управление в интересах собственника московской гостиницей «Ирис» в течение семи месяцев, долгосрочный консалтинговый проект с сочинскими отелями «Москва» и «Чайка», консультирование ряда проектов по строительству и реконструкции гостиниц в Сочи, разработка «Градостроительной инвестиционной концепции размещения, проектирования и эксплуатации новых объектов гостиничной инфраструктуры на территории Большого Сочи». О результатах работы и планах компании рассказывает ее президент Александр Удалов.
- Александр Петрович, как родилась идея строительства подобного отеля?
- В 1996 г. я возглавлял московское представительство компании Sweagent AB, занимавшейся поставкой в Россию строительных материалов. Наши партнеры из Швеции постоянно жаловались, что в Москве нет подходящих гостиниц, так и родилась идея построить отель «для своих». При финансовой поддержке одной из российских компаний, занимающейся нефтехимией, мы за семь месяцев реконструировали старинный особняк на Шлюзовой набережной, арендованный у фабрики «Парижсккя коммуна». Для реализации проекта была привлечена шведская компания, специализирующаяся на строительстве отелей. Через месяц после открытия «Катерины» мы не знали проблем с загрузкой, все номера были проданы на полгода вперед. Даже кризис 1998 г. не оказал значительного негативного влияния на деятельность отеля, у нас продолжали селиться менеджеры, которые приезжали в Москву спасать свой бизнес. Гостиничное дело оказалось столь прибыльным и интересным, что мы немедленно начали строительство второй очереди на кредит «Сбербанка». Сейчас отель занимает одно из первых мест по загрузке среди столичных гостиниц среднего класса. По итогам 2002 г. загрузка номерного фонда составила 75,2%.
- На чем основан успех «Катерины»?
- Гостиничной индустрии как отлаженной системы в России до сих пор не существует. Мы как раз пытаемся ее создать. Пока в нашем деле работают талантливые управляющие, которые способны реализовать, скажем, один успешный проект, а нужна система, которая бы позволила сделать любой отель успешным. Сотрудничество с московским «Ирисом» наглядно показало, что наш опыт можно с успехом перенести на другой объект.
Сегодня многие компании строят гостиницы бездумно, исходя из собственного представления, как это должно быть. Но чтобы отель стал успешным коммерческим проектом, нужно точно знать, для кого он строится, и суметь построить его так, чтобы гость чувствовал себя максимально комфортно. В «Катерине» нет ничего лишнего, но есть все необходимое. Например, у нас очень простые покрашенные стены, зато самые дорогие матрацы, т.к. отель предназначен для того, чтобы в нем спать. Девиз нашей компании «Мы обслужим вас лучше». Не лучше, чем кто-то, а лучше, чем вы думаете. Как и любой другой продавец услуг, мы эксплуатируем желание людей получить что-то хорошее и готовы превзойти их ожидания.
- Сейчас UMACO формирует гостиничную сеть. Каковы принципы построения этой цепочки?
- Стандартами в сети «Катерина» должны быть два критерия: уровень сервиса и функциональность. Хотя у нас, безусловно, есть свой фирменный стиль, мы не будем копировать его в каждом из объектов. Стандарты «Катерины» - это, прежде всего, стандарты бизнес-процессов, принципы организации деятельности отеля, функциональные обязанности каждого из сотрудников.
Скорее всего UMACO будет осуществлять менеджмент объектов, входящих в сеть. Франчайзинг для нас дело будущего. К сожалению, сейчас в России очень сложно контролировать соблюдение стандартов франчайзи, гарантировать качество можно только при непосредственном управлении.
- Какие регионы России привлекательны для строительства новых отелей?
- В России нет ни одного крупного города, где проект строительства бизнес-отеля был бы явно обречен на провал. Если говорить о нашей компании, то, помимо Москвы и Сочи, для развития сети «Катерина» интересен также С.-Петербург, фактически наша задача в этом году выйти на петербургский гостиничный рынок.
Конкуренция на российском рынке размещения практически отсутствует. В Москве ощущается дефицит гостиничных мест, и новым отелям на столичном рынке хватит места. Более высока степень конкуренции в Сочи. В прошлом году здесь открылся отель «Рэдиссон САС Лазурная Парк», через два года открывается «Натали», мы реконструируем «Москву». Так что здесь рынок достаточно плотный, особенно в период низкого сезона.
В прошлом году UMACO представила концепцию размещения новых гостиничных объектов на территории Сочи. Среди 58 проектов этой программы, значительное количество - гостиницы. Но на курорте существуют не менее интересные секторы рынка, которые фактически неразвиты, например, мотели или апарт-отели. Реализовать на практике концепцию клубного отдыха мы попытаемся на примере отеля «Катерина Альпик», в состав которого войдут 50 апартаментов для длительной аренды или продажи.
№02 2003 Турбизнес