Информационные сайты Рунета
Согласно исследованию, проведенному интернет-холдингом Rambler, число сайтов в категории “Путешествия” в 2003 г. увеличилось на 25%. Это один из самых высоких показателей прироста вместе с такими категориями, как “Недвижимость”, “Строительство”, “Товары и услуги”. Одновременно раздел “Путешествия” вошел в десятку наиболее “активных” категорий рейтинга Rambler’s Top 100. Сейчас, пожалуй, ни одна турфирма не мыслит своего существования вне глобальной компьютерной сети. Это и средство привлечения клиентов, и источник получения актуальной информации. Традиционный обзор “ТБ” посвящен описанию наиболее важных информационных интернет-сайтов Рунета, связанных с индустрией путешествий.
“100 дорог”
Старейший русскоязычный информационный ресурс, посвященный туризму, был создан в начале 1996 г. Первоначальной целью проекта было привлечение профессионалов турбизнеса к программным продуктам компании "Аримсофт". Но для увеличения посещаемости ресурса были открыты такие разделы, как “Страноведение”, “Туры”, “Турфирмы”, “Визы и паспорта”, “Турсофт”. За время своего существования сервер был трижды переработан под разные технологии: первоначальная версия - на PHP, потом на Cold Fusion, а с лета 1998 г. и до настоящего времени – на технологии Microsoft ASP.
Первоначальное доменное имя сервера www.arimsoft.ru/tourserv в ноябре 1996 г. сменилось на tours.ru. По словам создателей сайта, в 1997 г. пришло понимание того, что интернет-проект может приносить доход. Началась планомерная работа над содержанием ресурса, его дизайном, рекламой и “раскруткой”. “100 дорог” первым среди туристических интернет-ресурсов в зоне Ru разместил online расписание авиаперелетов на русском языке, создал систему бронирования отелей, авиабилетов, автомобилей, систему online страхования. Это произошло в 1999 г. В 2002 г. к услугам добавилась служба заказов железнодорожных билетов, “турхостинг”, в отдельный раздел выделены автобусные туры, созданы страницы, посвященные круизам, дайвингу. Начал работу архив по базе новостей, накопленных с 1996 г., с возможностью поиска и классификации.
Многие технологии, разработанные и используемые на сайте “100 дорог”, до сих пор нигде не применяются. Это, например, так называемый "плавающий контекстный баннер", когда реклама находится постоянно в поле зрения рекламодателя, передвигается по свободному полю (не закрывая при этом основную информацию) и появляется только в случае ввода пользователем ключевого слова. При современном среднем уровне коэффициента “кликабельности” баннеров 0,5-1,0% "плавающие" баннеры позволяют увеличить его до 10-20%.
Основными разделами сервера сегодня являются "Туры", "Горящие путевки", "Турфирмы", “Справочник", "Погода в мире", страницы, связанные с заказом отдельных услуг (билеты, отели, автомобили). Их посещаемость варьируется от 100 до 1000 человек в день (наиболее популярные страницы – “Горящие путевки” и “Рассказы туристов”). Разработчики сайта отмечают, что в 2003 г. посетителей “100 дорог” ждет немало новинок, но подробные планы дальнейшего развития сервера пока не раскрываются.
TRAVEL.RU
Этот туристический интернет-ресурс был создан в 1998 г. и прошел путь развития от сайта до крупного информационного портала. Сегодня в базе Travel.ru более 5 тыс. операторских предложений, подробная информация о 4,5 тыс. российских и зарубежных турфирм. Сервер предоставляет услуги по бронированию авиабилетов и гостиниц, публикует и осуществляет рассылку новостной информации. В 1999 г. к Travel.ru был присоединен раздел “Архив путешественника” - крупнейшая русскоязычная библиотека страноведческой информации. Сейчас здесь более 5 тыс. статей по 199 странам общим объемом более 3 мегабайт.
Портал Travel.ru - один из самых популярных туристических ресурсов в русском Интернете. Он единственный из специализированных туристических серверов упоминается в исследованиях Gallup Net. Ежемесячная аудитория сервера составляет около 73 тыс. человек.
В прошедшем году Travel.ru порадовал своих посетителей целым рядом новых проектов. Весной было принято решение о начале сотрудничества в сфере рекламных услуг с проектом “Бегун”. Портал предоставил свои рекламные площади для технологии, позволяющей проводить высокоточные контекстные рекламные кампании с оплатой за результат. Привязав рекламное объявление к ключевым словам своего бизнеса и самостоятельно задав стоимость перехода на свой сайт, рекламодатель получил возможность демонстрировать рекламу только в определенных рубриках или при конкретном поисковом запросе. При этом оплачиваются не показы рекламы, а переходы. Такая схема обеспечивает соответствие рекламы специфике бизнеса рекламодателя и гарантирует высокую заинтересованность привлеченных посетителей в услугах или товарах рекламодателя.
В октябре Travel.ru и медиа-агентство AdWatch представили новый проект Adwatch Travel Affinity (ATA), призванный расширить границы возможностей туристической рекламы и сделать ее еще более эффективной. В рамках проекта туристическим фирмам предлагается размещать рекламу на лучших рекламных местах наиболее популярных сайтов российского Интернета - первых страницах “Газеты.ру”, “Рамблер-Медиа”, “Гисметео”, “Ленте.ру” по специальной технологии, когда реклама показывается только пользователям, заинтересованным в настоящий момент в поиске туристических услуг. Сейчас планируется расширить проект за счет включения в него новых рекламных мест и новых туристических сайтов, на аудиторию которых будет нацеливаться реклама.
Новинками Travel.ru также стали новый раздел для путешествующей молодежи с информацией о недорогих билетах, хостелах и студенческих лагерях, дисконтных карточках ISIC, ITIC, GO-25, EURO<26 и т.п., и актуальные данные о температуре воды на популярных курортах. В планы разработчиков сайта на ближайшее будущее входит увеличение посещаемости ресурса, разделение представленных туров по типам, дифференцированная ценовая политика в зависимости от туристического сезона, улучшение навигации, изменение логотипа и общего дизайна портала. Эти новшества должны быть реализованы к выставке MITT`2003.
iTRAVEL.RU
Знаковым событием 2002 г. для компании iTravel.ru стало объединение всех аффилированных сайтов - собственно www.iTravel.ru, “Единой Туристической Информационной Системы” www.etis.ru и “Библиотеки Туризма” www.biblio-tour.ru - под единым доменным именем - www.iTravel.ru. Решение об объединении было принято для удобства пользователей, которые смогут теперь найти на одном ресурсе наиболее полную информацию о туризме. В соответствующих разделах размещена информация об основных событиях в туристической отрасли, описания отелей и различных направлений отдыха, а также крупнейшая в Рунете база данных, в которой собраны предложения от крупнейших туроператоров. Профессионалам будет интересно ознакомиться с рецензиями на лучшие книги о туризме, не покидая сайт, и прочесть их в свободном доступе в библиотеке.
Значительные изменения содержания обусловили смену имиджа проекта iTravel.ru - из узкоспециализированной площадки для профессионалов рынка (В2В-ресурса) он стал популярным интернет-ресурсом. Открылся специальный раздел непосредственно для туристов, тогда как раньше доступ к базе данных туров имели только турагенты и туроператоры, начал работу раздел "Визы". Был кардинально обновлен дизайн сервера.
В 2002 г. сделан первый шаг для перехода на принятые во всем мире стандарты построения B2B и B2C систем - платформа сайта была переписана под новый формат обмена данными – XML. Осуществлена интеграция возможностей с крупнейшей КСБ "Амадеус". На сегодняшний день открыт первый раздел - "Авиабилеты на регулярные рейсы".
В связи со значительным увеличением объема информации в базе данных для удобства пользователей введено разделение на различные типы туров.
В настоящее время партнерами iTravel являются более 80 туроператоров и 500 турагентств, на сайте размещено более 100 тыс. предложений. В настоящий момент сайт содержит описания более 3 тыс. отелей, расписание и стоимость авиаперелетов по всему миру, а также информацию о наличии мест и стоимости проживания в гостиницах различных городов мира. За 2002 г. в системе обработано более 1,5 тыс. запросов, что, по свидетельству разработчиков, является значительным показателем для подобного рода ресурсов.
TURIST.RU
Этот сайт, созданный известным информационным агентством “РосБизнесКонсалтинг” (“РБК”), появился в сети сравнительно недавно – весной 2001 г. По словам разработчиков проекта, сервер изначально ставит перед собой двойную цель – помощь в подборе маршрута путешествия бизнесменам-клиентам сайта “РБК”, а их около 2 млн ежемесячно, и подготовку аналитических материалов по туризму для специалистов турбизнеса, два раза в год (в марте и ноябре) публикуемых в отраслевых обзорах РБК. Кроме того, имеется возможность для широкомасштабного анкетирования аудитории.
На сегодняшний день в базе данных Turist.ru информация о 600 турфирмах, а активное сотрудничество ведется примерно с 400 компаниями. “Важное отличие этого проекта от существующих в Сети аналогов заключается в том, что мы не отдаем предпочтение работе с крупными турфирмами и открыты для сотрудничества даже с маленькими агентствами”, - говорят разработчики сайта.
Проект Turist.ru предлагает туркомпаниям дифференцированный пакет услуг - рациональная комбинация рекламных и сервисных услуг на сайте дает максимальный эффект продаж или переходов на сайт рекламодателя-туркомпании. Во главу угла ставится минимизация финансовых и временных затрат. Например, с учетом страны специализации и предложений других операторов по данному направлению, имеющихся в базе, рекламодателю для размещения рекомендуется оптимальное количество туров. В качестве дополнения предлагается новинка - компании, которые размещают на сайте познавательную статью о странах и городах, могут по желанию добавить к этому материалу специальную интерактивную форму, откуда посетитель сможет отправить заявку. Кстати, Turist.ru первым на рынке предложил компаниям размещать статьи с активными ссылками.
Основная задача сервера на ближайшую перспективу – расширить сферу услуг: обучать партнерские компании методам обработки статистической информации, выработать соответствующий механизм с минимальными затратами времени, проводить информационные консультации. Кроме того, на сайте осуществлено медиа-планирование, в рамках которого ведется сотрудничество с 20 компаниями. Не исключено, что партнерам будут предложены новые формы рекламы своих услуг.
“Туристический маяк”
Этот сервер появился в Интернете в феврале 1999 г. и позиционирует себя как “средство активного продвижения в сети туристических услуг”. Основной раздел сайта - "Турмагазин", где пользователям предлагают свои услуги более 100 турфирм (турпакеты, горящие путевки, информация по оформлению виз и загранпаспортов, продажа авиабилетов, услуги по бронированию отелей и организации трансферов).
Помимо этого, на сайте публикуются новости турбизнеса, статьи из популярных туристических СМИ, рассказы туристов, дается информация о 128 странах мира, работает сервис по поиску попутчиков. Посетителям предлагаются бесплатные юридические консультации, рассылка новостей, сведения о вакансиях в турбизнесе. По данным разработчиков, посещаемость сайта сейчас составляет 2,5-3,5 тыс. человек в день.
В 2002 г. на “Турмаяке” создан сервис для посетителей “Поиск по контексту по основным разделам сайта”, позволяющий находить интересующую информацию по ключевому слову или словосочетанию. В 2003 г. на сервере продолжит совершенствоваться система редактирования информации в базе данных, будут развиваться контентные разделы, в частности, планируется создать страницу с информацией о состоянии погоды на популярных курортах.
№03 2003 Турбизнес