-->
 
ЋЎг祭ЁҐ Ё ®Ўа §®ў ­ЁҐ ў €бЇ ­ЁЁ - ‚лб襥 ®Ўа §®ў ­ЁҐ Ё ЁбЇ ­бЄЁ© п§лЄ
 Навигация»
Справка
Погода в мире
(а-б)
Погода в мире
(з-к)
Погода в мире
(л-т)
Погода в мире
(у-я)
Курсы валют
Авиакомпании
Каталог турфирм
Каталог отелей
Каталог турсайтов
Информация
Архив статей
Фотогалерея
Видеоролики
Анекдоты
Истории
Страны
Турбизнес
Регистрация
Панель управления
Технологии
Законодательство
Компании
Страхование
Гостиницы
События
Транспорт
Рынки
Тенденции
Рекламные туры
О проекте
Партнеры
Друзья
Контакты


 NetTour.ru » Египет » Статьи » Коптская церковь - колыбель восточного монашества

Коптская церковь - колыбель восточного монашества


Русские паломники издавна приезжали поклониться христианским святыням.

Архимандрит Августин (Никитин)


Каждого, кто прибывает в Каир, поражает количество мечетей - их здесь более пятисот. Но среди многочисленных минаретов, возвышающихся над городом, взгляд без труда отыскивает храмы, купола которых увенчаны крестами. Изображения Спасителя, Девы Марии и христианских святых, иконы в позолоченных киотах можно увидеть в лавках простых торговцев, в витринах фешенебельных магазинов. Все это напоминает о том, что Каир не только один из центров ортодоксального ислама, но также и город, где издревле жили христиане.

Египет был одной из первых стран, где воссиял свет христианства. Труды апостола Марка, который в Египте принял мученическую кончину, принесли богатые плоды: церкви быстро вырастали по всей стране. Множество церквей было в долине Нила, старинные коптские монастыри и церкви сохранились до наших дней.

Коптская Церковь занимает достойное место в семье древних восточных Церквей, к которой принадлежат Армянская, Эфиопская, Сиро-Яковитская и др. Эти Церкви называют также "дохалкидонскими", поскольку в период богословских споров они не приняли решений IV Вселенского собора, имевшего место в Халкидоне в 451 году. Первоначально Коптская Церковь входила в состав Александрийской патриархии, но после избрания первого коптского Патриарха Феодосия (536-538) окончательно отделилась от нее и стала самостоятельной национальной Церковью.

Само название "Коптская Церковь" говорит о ее древности. Слово "копт" происходит от арабского "кубт" - это искаженное греческое название Египта - Aiguptos. А оно, в свою очередь, восходит к "Ха-Ка-Птах" - древнему культовому наименованию Мемфиса. Как отмечал в начале ХХ века выдающийся отечественный востоковед Борис Александрович Тураев, "около миллиона потомков подданных древних Фараонов, единоплеменников св. Антония и Пахомия Великих, до сих пор с гордостью называют себя "египтяне православные". В настоящее время число коптов, живущих в Египте, по разным оценкам достигает 5-7 млн. человек.

Русские паломники, путешественники, ученые издавна бывали в Египте и знакомились с его христианскими святынями. В Никоновской летописи под 6509 (1001) годом читаем: "Того же лета посла Володимер гостей своих, аки в послех, в Рим, а других во Иерусалим, и в Египет, и в Вавилон, съглядати земель их и обычаев их". В "Повести Временных лет" неоднократно упоминаются Египет (Еюпет), Александрия, Нил (Геона).

К 70-м годам XIV века относится путешествие на Восток архимандрита Агрофения. Его "Хождение" ценно тем, что он едва ли не первый из русских паломников посетил Египет, города Каир и Александрию и, очевидно, познакомился с христианами-коптами.

Заветной целью русских пешеходцев был Синай, куда они устремлялись, чтобы посетить знаменитый монастырь св. Екатерины и поклониться его святыням, Однако при этом путь паломников нередко лежал через Каир с его древними коптскими храмами и монастырями. В этих обителях в середине XVI века побывали архидиакон новгородской Софийской церкви Геннадий и смоленский купец Василий Поздняков. В начале XVIII столетия египетские святыни посетили иеромонахи "из Новгородска Северского" Макарий и Селиверст. Заслуживает упоминания и "Путешествие из Константинополя в Иерусалим и Синайскую гору, находившегося при Российском посланнике, графе Петре Андреевиче Толстом, священника Андрея Игнатьева и брата его, Стефана, в 1707 году", в котором автор приводит описание Александрии и ее святынь и дает краткую характеристику коптам.

Первая половина XIX столетия богата путешественниками, посетившими Святую Землю и Египет. Одним из таких странников был Кир Бронников, совершивший "хождение" в 1820-1821 гг. Он посетил Египет и имел возможность познакомиться там с коптами. Замечательный вклад в паломническую литературу внес Александр Николаевич Муравьев, описавший свое путешествие, предпринятое в 1830 году. Как и его предшественники, он дает описание коптов и указывает на их общественное положение.

Неоценимая заслуга в истории отечественной египтологии и коптологии принадлежит Алексею Норову, совершившему в 1834-1835 гг. долгое и трудное путешествие по Нилу - от Александрии до Нубии. Во второй половине XIX -начале XX века описанию коптских храмов и монастырей уделили внимание такие известные русские исследователи, как архимандрит Порфирий (Успенский), Картавцов, Бок, Ростовцев, Тураев и др. Сопоставляя их записи, можно получить цельное представление об истории христианских святынь Египта - колыбели восточного монашества.

В Египте есть также несколько мест, освященных пребыванием Святого семейства. Предание о нем засвидетельствовано в древних коптских источниках. Первое из них - Эль-Ариш, ныне здесь курортный городок, расположенный на берегу Средиземного моря, неподалеку от границы с Израилем (сектор Газа). "Обратим внимание на сказания библейские и святых отцов о пути Святого семейства в Египет, - пишет Норов, - По сказаниям палестинским, Пресвятая Богородица направилась из Вифлеема пустынным путем, ведущим в Газу".

Отсюда в древности начинался нелегкий путь к берегам Нила - через безводную песчаную пустыню Сур. Нынче автобусы преодолевают ее за несколько часов, доставляя пассажиров в Каир, к площади Рамзеса. (В центре площади - огромная статуя Рамзеса II, перевезенная сюда из Мемфиса в 1954 г.). К северо-востоку от "Рамзес-сквер" расположен пригород Каира - Гелиополис, а неподалеку от этого древнего города - знаменитая Зль-Матария. Вот что писал об этом месте русский путешественник Н.С. Норов, посетивший Египет в 1834-1835 гг.: "Селение Матарие, этот мирный оазис, осененный веселою рощею и цветущий среди безмолвной пустыни, сохраняет глубокие, утешительные воспоминания для христианина. Здесь, по достовернейшим преданиям, Пресвятая Дева с Божественным Младенцем Иисусом, сопровождаемая Иосифом, нашла себе покров после утомительного пути через пустыню".

В древние времена многие паломники считали свой обет не исполненным, если они по дороге из Палестины не побывали в Матарии. Русский путешественник Алексей Норов прибыл сюда, в это селение, с севера, по пути из Александрии в Каир. "Вскоре нам открылись пальмы селения Матарие. Мы сошли отдохнуть в кофейный дом у дороги", - пишет русский путешественник, отмечая при этом: "Мы имеем достаточные основания думать, согласно с местным преданием, что пребывание Пресвятой Богородицы было возле Гелиополиса, ибо тут были колонии еврейские. Святое семейство преимущественно могло избрать себе жилище между соотечественниками и предпочесть Гелиополис шумному Мемфису".

В Нижнем Египте широко известно Матарийское древо Пресвятой Богородицы и источник, у которого отдыхало Святое семейство. В записках Норова приводятся подробные сведения об этих реликвиях. "В саду Матарие показывают срубленное фиговое дерево, от которого остался удивительной толщины пень, носящий на себе печать веков, - пишет русский путешественник. - Из вершины этого пня идут теперь в высоту сочные ветви, которые обещают возобновление дерева в прежней красоте; множество надписей, большею частью еврейских, арабских и коптских, перемешанных с красными знаками, испещряют пень. По преданиям, это дерево осеняло некогда своей тенью Святое семейство. Тут фруктовый сад и светлый источник, которому вместе с деревом приписывают сами мусульмане целебные свойства, возле сада показывают развалины священного жилища Матери Божией: туда иногда приходят служить христианские священники из Каира".

Русский паломник посетил сад, "прочтя из глубины души на этом месте Богородичную молитву". Вот еще несколько строк, которые Норов посвятил святому источнику: "Матарие получило свое арабское название "свежая вода" от чрезвычайной доброты ее воды, которая славится в окрестности, везде, кроме этого места, она имеет вкус солоноватый, по причине натровых частиц земли. Замечательно также, что доныне арабы называют этот источник "Айн Шемс", т.е. "источник солнца".

В 1880-1881 гг. в Египте побывал русский путешественник Василий Андреевский. Будучи в Каире, он посетил близлежащий Гелиополис, а также то место, где, по преданию, отдыхало Святое семейство во время бегства в Египет. "Этот эпизод из детства Христа, так часто бывший сюжетом великих художественных произведений, видишь здесь в лицах на каждом шагу, - отмечает гость из России. - Еще на пути к Гелиополису я обогнал женщину, ехавшую на осле и державшую на руках ребенка, прикрывая его от солнца полою своего широкого синего бурнуса. В нескольких шагах за ним шел, опираясь на палку, человек такого же возраста, какой дают обыкновенно Иосифу, - страница из Евангелия, воспроизведенная кистью Джотто, та же обстановка, тот же костюм, то же небо и пейзаж. По дороге росли пальмы, подобные той, которая, по одному апокрифическому сказанию, наклонила свою верхушку до рук Христа-Младенца".

И вот русский путешественник у цели. В стороне от дороги, среди большого сада, возвышался громадный сикомор, весь испещренный надписями. В нескольких шагах от него был глубокий колодец с прозрачной водой. "Его вода была прежде годной к употреблению и до сих пор славится в Египте, как необыкновенно вкусная, - сообщает Андреевский. - Под этим деревом отдыхала Пресвятая Дева Мария с Младенцем Христом, под широкой тенью от могучих веток. Теперь от этих веток осталось весьма немного; во-первых, и время наложило на них свою тяжелую руку, а, во-вторых, всякий верующий считает долгом отрезать себе на память кусочек дерева или вырезать в коре свои буквы ".

В 1889 году в Матарии сподобился побывать другой русский автор - Евгений Картавцов. В его дневниковых записях от 27 марта есть такие строки:

"Подъезжаем к саду и выходим из экипажа. Священная смоковница шагах в тридцати-сорока от входа; она обнесена решеткой, дерево великолепное, развесистое; это не то, конечно, под которым покоилось Святое семейство, но оно идет от тех же корней и ему теперь лет 250-300".

В книге Картавцова приводятся интересные сведения, не встречавшиеся ранее в записках его предшественников. По словам русского автора, "весь сад со смоковницей еще 30 лет тому назад принадлежал России, точнее сказать, одному из тогдашних представителей русской дипломатии в Каире, но вместо того, чтобы хранить его или продать русскому правительству, мудрый дипломат преподнес его хедиву Измаилу-паше; тот, конечно, не отказался, а когда приехала в Каир (французская) императрица Евгения, Измаил-паша подарил ей и сад, и священную смоковницу; акт укрепления совершен был на имя Французской империи, в доме поселились католические монахи и владеют всем и до сего дня" .

Сообщив своим читателям об этом некогда "русском участке", тот же автор добавляет: "Дерево, правду сказать, монахи тщательно оберегают и ухаживают за ним. Нам дали по веточке на память".

А еще почти через сто лет после Картавцева в Натарии побывала группа православных монахинь из русского Горненского монастыря (Иерусалим), посетившая святыни Египта, с волнением подошли к высокой каменной стене. Араб, хранитель святыни, открыл им вход в ограду, и русские монахини ступили на место, освященное пребыванием Святого семейства. "Земля вокруг древа посыпана песком, - пишет матушка Феодора. - Само дерево относится к породе сикомор, или диких смоковниц (лат. - "фикус сикоморус", а по-арабски "гимыз"). Плоды сикоморы отличаются видом и вкусом от обыкновенных смокв: они совсем круглые, даже несколько сдавленные, розоватые, водянистые, но в жару хорошо освежающие. Ствол дерева очень старый, раздвоенный, одна часть его сильно склонена к земле".

Сотворив краткую молитву, насельницы Горненской обители направились к деревне Мостород, месту более ранней остановки Святого семейства. "Деревня Мостород расположена в четырех километрах от Натарии, здесь находится старинная коптская церковь, ей 100 лет, - продолжает игуменья Феодора. - Осмотрев церковь, по ступенькам спустились вниз к пещере, где отдыхало Святое семейство. Здесь же колодец, из которого Пресвятая Богородица и праведный Иосиф брали воду".



21.09.1999 "Независимая газета"

 Реклама>
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru

© 2002-2003 Компания aline.ru.
Все права защищены.
Веб-дизайн и продвижение сайта - aline.ru