Хорватия хочет быть любимой. И заслала в Россию сватов
Если в России все принято сравнивать с 1913, то в Хорватии – с последним предвоенным, 1990. В гущу мировой туристической жизни Хорватия вернулась в 2000 году – обескровленной, утратившей более 30% гостиничного фонда, растерявшей былые туристические позиции. В том же 2000 число российских туристов, выбравших местом отдыха Хорватию, выросло по сравнению с 1999 годом на 211% – таким приростом не могла похвастаться ни одна страна мира. В 2001 году число гостей из России выросло еще на 63%. Фантастические иѕ неутешительные результаты: прошлогодние 50.000 наших туристов – это менее 1% от общего турпотока в Хорватию. Теперь все надежды связываются с открывшимся на прошлой неделе представительством по туризму Хорватии в России.
На русском рынке хорваты – новички. А тягаться им предстоит с Турцией, Египтом, Испанией, Кипром – словом, с лидерами, чьи аппетиты непомерны, а позиции кажутся незыблемыми. Поэтому министр туризма Хорватии Паве Жупан-Рускович и гендиректор Хорватского туристического объединения Нико Булич на открытие российского турофиса приехали сразу с конкретными предложениями.
Задача № 1, стоящая перед Хорватией, начинающей наступление на Россию, – это продлить туристический сезон. Три летних месяца не могут кормить отрасль весь год. Так что хорваты предлагают следующую схему работы: турфирмы, которые наладят поставку туристов с мая по ноябрь, получат значительные ценовые скидки. Причем льготы для них будут сохранены и в высокий сезон.
Задача № 2 – создать конкурентоспособный турпродукт. В области чисто пляжного отдыха Хорватии, конечно, трудно будет соперничать с той же Турцией или Кипром. Но зато хорваты могут предложить уникальные программы по скалолазанию, рафтингу, каякингу, подводному плаванию, агротуризму, яхтингу.
Задача № 3 – восстановить гостиничный фонд. Западноевропейские туристы поехали в Хорватию столь активно, что сегодня спрос на места в отелях значительно превышает предложение. Частично положение спасают иностранцы: Hilton вложил деньги в реконструкцию знаменитого «Империала» в Дубровнике, Thomas Cook приобрел в городе Цавцате сразу 3 отеля – «Альбатрос», «Эпидаурус» и «Цацват», сеть Aman Resort получила в распоряжение эксклюзивную гостиницу «Эксцельсиор». К тому же сейчас в Хорватии идет приватизация туристических объектов. Когда все бывшие госвладения окажутся в частных руках, можно будет говорить о более качественном сервисе и более низких ценах.
Со своей стороны глава турпредставительства Хорватии в России Младен Фалкони обещает особую поддержку регионам. 80% российских гостей Хорватии – москвичи. Но есть же еще и Питер, и Екатеринбург, и Нижний, и другие города России, жители которых пока не открыли для себя туристическую Хорватию.
Валерия Мозганова
№4 2002 "Иностранец"