Валерий Шагин: «Мы не акулы, мы – дельфины»
Кабинет президента компании МИТС Валерия Шагина напоминает небольшой музей. Морские раковины, чучела рыб, необычные бутылки водки, фигурки из дерева и кокосовых орехов, экзотические барабаны. И, конечно же, картины.
Валерий ШАГИН: «Мы не акулы, мы – дельфины»
– Вы коллекционируете полотна из разных стран?
– Они – во всех наших кабинетах. Я их привожу из своих поездок. Все началось с 94 года, когда я в первый раз прилетел в Доминиканскую Республику. Мы сидели в ресторане El Pirato, расположенном в хижине на берегу лагуны, и тут же был рынок этих живописных полотен. Очень хотелось купить, но не представлял, как везти домой эти огромные картины. Тогда не знал еще, что их снимают с рамки и скручивают в трубочку. Поэтому и не купил. Но с этого неосуществленного желания все и началось. Это Ямайка, Чили, ЮАР, здесь Таити, а это Сейшелы...
– А водка? Зачем Вам столько? Вы любитель водки или это тоже коллекция?
– Водку я стал собирать, когда наши агенты стали дарить ее. Ведь в каждом российском городе производится своя водка. И получается такая вот интересная география. Там сзади есть наклейка с именем турфирмы, которая ее подарила. А водку я не пью – иначе и коллекции бы, наверное, не было.
– Водку не пьете… Вы трезвенник?
– Нет. Я пью вино. Началось это с Испании – Риоха, Рибера дель Дуэро, белые каталонские вина. Сейчас в основном пью французские, в последнее время - чилийские. Вы знаете, вина – это тема для отдельной беседы. Я считаю вино одним из величайших культурных достижений человечества.
– Какое отношение вино имеет к культуре?
– Попробуйте представить Францию без вина или без гастрономии, величайшей мировой кухни. Есть гениальные вина, как гениальные картины. Вокруг вина даже создалась целая область культуры. Например, австрийская фирма «Ридель» открыла, что форма бокала позволяет наиболее полно раскрыть вкус и букет вина. Оказывается, все зависит от того, на какие части языка попадает вино. В 1959 году они создали великолепный бокал для бургундского, напоминающий своей формой раскрывающийся тюльпан. Теперь я пью вино из бокалов «Ридель». А кстати говоря, знаете ли Вы, что настоящие дегустаторы, подержав вино во рту и оценив все качества, ...выплевывают его?!
– И Вы... тоже?..
– К счастью, в этой области я не профессионал!..
– А из музыки что-нибудь нравится?
– Люблю, и самую разную. И джаз: от Жобима с его гениальными боссановами, Гарбарека, до Squirrel Nut Zippers; и этно: и Африка, и Карибы, и Латинская Америка. Еще, конечно, люблю рок-музыку. В основном альтернативную – Dead Can Dance, Diamanda Galas, Tom Waits (хотя это скорее блюз)… Вообще о значении рок-музыки в истории цивилизации ещё никто всерьёз не задумывался. А ведь она - была и есть - язык, на котором говорят молодые русские, и китайцы, и американцы. И понимают его.
– Картины, вино, музыка… Это у Вас хобби?
– Знаете, я всегда считал, что хобби у меня – это работа. Ну, в детстве – марки собирал. Но такой одной всепоглощающей страсти у меня нет. Однажды на Ямайке водитель, работавший с нами, спросил меня про хобби. Узнав, что у меня нет времени на хобби, он сказал, что я не прав. Что нужно делать что-то для себя. Я спросил его – какие у него хобби? Он сказал – книги, телевизор и мотоцикл. И тогда я подумал, что в таком случае у меня есть много хобби или много вещей, без которых невозможно представить себе жизнь. Например, книги.
– Любите читать?
– Люблю. Люблю в руках держать. Карл Маркс написал в анкете о любимом занятии - «рыться в книгах». Люблю большие библиотеки в домах.
Книг должно быть много. Они всегда должны быть под рукой. Это как собака – вышла на лужайку и знает, какую травку надо съесть. Так же мы всегда выбираем то, что нужно сейчас. Книга может простоять годы, прежде чем понадобится тебе.
– А какие книги в Вашей библиотеке?
– Много книг по бизнесу. Классика. Поэзии достаточно много. Философия…
– Какая философия Вам близка?
– Изначальная. Когда философия была образом жизни, а не профессией. Китайская - Конфуций, Лао Цзы… И древнегреческая. Киники, стоики…
– А эпикурейцы?
– Они все очень близки между собой. Это все о человеке. А человек за эти годы почти не изменился. Во всяком случае, не так, как окружающая нас среда.
– Как Вы учились в школе, в институте?
– В школе – без троек, чтобы маму не расстраивать. А в институте (я закончил Московский авиационный институт по специальности «проектирование, конструирование и производство летательных аппаратов" – так называли тогда баллистические ракеты) учился не очень. Почему-то уже тогда мне было понятно, что дифференциальные уравнения и математический анализ мне в жизни не понадобятся. Учился по системе: лекции не посещал, посещал только те занятия, которые требовали пересдачи: лабораторные, семинары и, безусловно, военная кафедра. Жалею, что недостаточно полно использовал время, освобожденное таким образом. Читал не то и не столько, сколько можно было бы.
– Было ли предчувствие, что свяжете свою жизнь с туризмом?
– Что вы, какой туризм! Я при поступлении в институт бумагу подписал, что с иностранцами разговаривать никогда не буду. Я же на заводе собирался работать. Мастером. В цехе.
– Сбылись мечты?
– Не совсем. В отделе Главного конструктора работал.
– Интересно было?
– Мне всегда было интересно работать – и инженером, и директором Дворца культуры, и, конечно, сейчас.
– Считается, что в туризме большая текучесть кадров. Как обстоят дела в МИТС? Есть ли в вашем коллективе люди, с которыми когда-то начинали дело?
– Руководитель одной уважаемой мной фирмы сказал что 30% смены кадров в год - нормально. Мне трудно себе представить, что за год на нашей фирме сменится 15 чел. Это не фирма, а трамвай: вошел, вышел. Менять фирму для сотрудника не выгодно. Если он состоялся, пользуется уважением как окружающих, так и руководства, делает то, что любит, получает за это достойное вознаграждение - зачем ему что-то менять? Ещё более невыгодно терять опытного сотрудника для руководителя. Ты потратил силы, время и деньги, чтобы научить его - и в твоих интересах создать для него максимально комфортные условия, чтобы человек мог проявить себя.
У нас 8 человек работают более 10 лет. Те сотрудники, кто проработал много лет, – патриоты МИТС. И не только они. За эти годы выросли дети наших сотрудников. Они выросли вместе с МИТС, и они тоже патриоты МИТС.
Наши сотрудники с детьми ездили по приглашению партнеров в Ярославль на день города. Был салют. Первый залп - все вокруг закричали – Ура, Ярославль! Второй залп - наши дети закричали – Ура, МИТС! Мне бы хотелось, чтобы дети сотрудников приходили к нам работать.
– Насколько вообще велика роль руководителя в турбизнесе?
– От энергии руководителя, от его харизмы зависит очень многое. Я вижу, как турфирмы добиваются успеха благодаря тем людям, которые их возглавляют. На корабле должны быть капитан, который знает, куда плыть, и команда, которая его поддержит. Как Колумб – плывем туда, там Индия! Приплыли. Это уж потом разобрались, что Америка, а не Индия. Главное, цель достигнута – золото и все такое прочее.
– Главное качество руководителя?
– Здравый смысл.
– Что для Вас главное в бизнесе?
– Чтобы клиент остался доволен. Если клиент доволен, он приходит вновь, приносит свои деньги. Недовольный клиент – это невыгодно. Во-первых, он всем расскажет о том, что его плохо обслужили в фирме «Х». Во-вторых, придется тратить много денег на рекламу, чтобы привлекать новых и новых людей.
– Какие у вас отношения с турагентами?
– Однажды, собрав сотрудников, я спросил у них - кто главный в МИТС? Президент? Генеральный директор? Неправильно. Я подсказал: главный тот, кто платит деньги. Главный бухгалтер? Кассир? Неправильно. Нам деньги платят наши турагенты. Турагент - главное лицо в МИТС. Если никто не будет покупать наши туры, никто не узнает, как здорово мы работаем, как много можем.
Главное для нас - найти турагентство, которое хочет продавать наш продукт - индивидуальные туры. Иногда это самая крупная турфирма в городе, иногда - фирма, в которой работают 2-3 человека. Главное - желание работать. Когда мне говорят - "у нас нет таких клиентов", я отвечаю - если вы не предлагаете такой продукт, то откуда им взяться? В палатке, где продают дешевую китайскую одежду, никто не ищет одежду от Диора или от Кардена. И наоборот.
– У Вас есть принципы, на которых строятся отношения с партнерами?
– В бизнесе участвуют две стороны, и всегда необходимо учитывать интересы партнера. Не бывает бизнеса, выгодного только одной стороне. Это одноразовый бизнес. Если вы хотите построить длительные деловые отношения, вы должны всегда заботиться об интересах вашего партнера. Это касается и наших партнеров-агентов, и наших партнеров за рубежом.
– Часто приходится действовать в соответствии с этими принципами?
– Часто - невозможно. Можно только всегда.
– Какие-нибудь интересные примеры, иллюстрирующие ваше утверждение?
– Всего не расскажешь…. Например, в прошлом году в начале декабря мы получили "сумасшедший заказ" на Новый год на Куршевель. После долгой борьбы мы сумели разместить 21(!) человека в Куршевеле на Новый год. Перед оплатой агент сообщил, что они ошиблись и продали тур по цене нетто, ничего не заработав. Мы нашли возможность выплатить комиссионное вознаграждение агенту за наш счет, хотя сумма была немаленькая.
– Теперь все агенты будут ломиться к вам и просить поделиться комиссией.
– Существуют правила, по которым мы строим отношения с агентами. Они известны. Если случаются экстренные ситуации, мы стараемся решать их по справедливости.
– Много ли агентств сотрудничают с МИТС в настоящее время?
– За последние три года наши туры продавали более 1000 агентств по всей России. Для наших постоянных агентов мы стремимся создать наиболее выгодные условия - в первую очередь обеспечиваем их необходимыми материалами, приглашаем в фам-трипы для ознакомления с продуктом (Маврикий, Сейшелы, Доминикана, Португалия, Бретань...).
– Считаете ли Вы себя акулами турбизнеса?
– Мы не акулы. Мы – дельфины.
– Сколько направлений вы предлагаете в настоящее время?
– Более 60 стран мира. Наши основные направления – страны Европы и экзотические страны и острова.
– Неужели везде удалось побывать?
– Стараемся. В октябре был крупный заказ на апартаменты на горнолыжном курорте Вербье (Швейцария). У менеджеров возникли сомнения, пришлось им ехать и смотреть – одни апартаменты оказались в ремонте. Что касается меня, количества стран не считал, но десятка три объездил точно. И потом, в ту же Францию можно ездить постоянно и открывать для себя новые города и регионы. Недавно я вернулся с выставки в Камбодже, планирую Гватемалу с Коста-Рикой, Сальвадором, Гондурасом, Кению с Танзанией.
Визитная карточка
ФИО: Шагин Валерий Иванович
Год и место рождения: Москва, 1958 г.
Образование: МАИ, 1981 г.
Карьера:
Инженер-конструктор на заводе имени Хруничева 1981-1987 гг.
Директор Дворца культуры имени Горбунова, 1987-1989 гг.
Зам. директора Культурного центра МИД и МВЭС. 1989-1991 гг.
Генеральный директор туристической компании МИБС 1991-1993 гг.
с 1993 г. - Президент МИТС
Семейное положение: Женат, имеет сына и дочь.
№02 2003 Турбизнес