Счастливый билет в туманный Альбион
Входящая в группу компаний BSI туроператорская компания BSI inc. занимает заметное место на отечественном туррынке. Кроме различных экскурсионных, деловых и образовательных программ по Великобритании (на этом направлении компания входит в число лидеров отечественного туррынка), BSI предлагает многочисленные варианты экскурсионных туров по Европе, активно занимается горнолыжным отдыхом и приемом иностранных туристов в России. Об истории, сегодняшнем дне и планах компании мы беседуем с президентом группы компаний BSI, председателем совета директоров Профессиональной туристской лиги Андреем Игнатьевым:
- Прежде всего, хотелось бы узнать, как создавалась ваша компания? С чего вы начинали?
- Наша компания – это продолжение одного из первых в стране туристских кооперативов, который был зарегистрирован в 1989 году, а затем перерегистрирован в ТОО BSI. Кооператив начинался с приема иностранных туристов, а первыми клиентами стали немцы, которым мы, совместно с коллегами из Германии предложили необычную программу изучения русского языка… в поезде. Немецкие туристы совершали железнодорожную поездку по маршруту “Москва-Пекин”, по пути обучаясь языку и знакомясь с нашими достопримечательностями, а из Пекина на самолете возвращались домой. Нужно сказать, что подразделение по приему иностранных гостей у нас до сих пор активно работает. У нас есть специальный сайт Russia-tourism.ru, где особое внимание уделено всевозможным экстремальным развлечениям, все более популярным среди иностранных гостей – тут и рыбалка на озере Ильмень, и охота в тайге, и “хели-ски” на западных склонах Тянь-Шаня, и даже “военное сафари” с возможностью “пострелять” на военном полигоне и пройти тесты в Центре подготовки космонавтов.
Затем, с развитием в Росиии выездного туризма, мы стали заниматься и им - возили группы на Кипр, в Китай. В 1994 году вышли на новое, ведущее на сегодня направление – Великобританию. Это было связано прежде всего с тем, что мой брат Михаил открыл в Лондоне собственную компанию Russiаn Travel Centre, которая сегодня является нашим английским офисом, находящемся в самом центре британской столицы, на Пикадилли, и занимается как приемом наших туристов, так и отправкой англичан в Россию. Среди последних - не только множество туристов и бизнесменов, но и, к примеру, такая “непростая” категория путешественников, как футбольные болельщики. Принимает участие наша компания и в организации культурных обменов – так, в минувшем ноябре BSI стала одним из организаторов триумфальных гастролей в Лондоне ансамбля под руководством Игоря Моисеева. Кстати, думаю, многим будет интересно узнать, что сейчас мой брат руководит не только нашим лондонским офисом, но и первой на Британских островах русской радиостанцией, где работает легендарный Сева Новгородцев.
- Какой период в истории компании представляется вам самым трудным?
- Конечно, очень непросто, как и всем, пришлось нам во время кризиса 98-го года. Однако мы взяли на себя все долги наших агентств и воспользовались помощью партнеров - британских отелей, которые поддержали нас и согласились какое-то время работать с нами в долг. Конечно, это не значит, что мы не понесли серьезных убытков, но самое главное - наша компания выжила и смогла развиваться дальше. Когда рынок вновь заработал, мы расплатились с отелями.
И все же наиболее сложное время для нас было в самом начале, когда в фирме было несколько человек, из всей оргтехники - один факс, автоответчик которого отвечал исключительно по-японски, и когда мы не знали, будут ли у нас завтра клиенты или нет. Тем более, что в ту пору в стране не было отраслевого законодательства, а у нас – специальных знаний в области туризма. Поэтому многое приходилось выдумывать на ходу, причем кое-что из наших изобретений живет и работает в других компаниях и сегодня. Например, наши компьютерные программы по учету клиентов.
- Что сейчас предлагает BSI своим клиентам?
- Наше основное выездное направление – Великобритания. В этом сегменте отечественного рынка доля BSI – около 60%, оставшаяся часть – другие страны Европы – Франция, Австрия, Швейцария, Германия, Ирландия. Предлагаем мы и индивидуальные, и деловые и групповые экскурсионные поездки. Групповые туристы – это не менее 80% нашего турпотока, однако 20% “индивидуалов” приносят нам не менее половины всей прибыли.
Мы начинали с недельных туров в Лондон, и сегодня они по-прежнему пользуются наибольшим спросом, что понятно – культурные и исторические сокровища британской столицы поистине необъятны. Позднее к ним добавились недельные и 10-дневные туры с посещением Шотландии и Уэльса. Сегодня мы только по Великобритании предлагаем около 15 различных программ групповых туров. Причем, если раньше групповой тур в Лондон представлял из себя жесткую схему, то сейчас наши программы построены таким образом, что уже при оформлении тура турист может варьировать свой индивидуальный график экскурсий в зависимости от своего желания.
В настоящее время на четыре групповых тура в Лондон у нас приходится один тур с посещением Шотландии и Уэльса, однако с каждым годом спрос на программы поездок по стране растет.
Второе перспективное направление – Франция. BSI первым из туроператоров предложил на нашем рынке комбинированный тур “Лондон-Париж”. Так же как и на британском направлении, большинство наших клиентов сегодня по-прежнему интересуется недельными турами во французскую столицу. Комбинированные туры с посещением замков Луары или морского побережья пока недостаточно популярны.
Всего же нами предлагается более ста экскурсионных маршрутов по Европе, основанных на авиаперелетах регулярными рейсами. Мы также аккредитованы при посольстве США и предлагаем несколько интересных программ по этой стране.
Три года назад BSI успешно начал развивать горнолыжное направление – причем предлагаются не только альпийские, но и отечественные горнолыжные центры – Домбай, Приэльбрусье, Кировск. Думаю, сегодня крупный туроператор просто не может не заниматься этим “модным” видом туризма, который, по оценке ВТО, ежегодно увеличивает свои обороты на 60%.
Среди новинок этого сезона достаточно неожиданной может показаться наша программа отдыха в ЮАР. Дело в том, что мы проанализировали ситуацию на рынке и пришли к выводу, что на этом направлении практически нет по-настоящему крупных операторов. А поскольку мы получали у British Airways очень привлекательные цены на перелет, то смогли создать еще один конкурентоспособный турпродукт.
Все отели, предлагаемые компанией, мы лично проинспектировали. Особенно удобно работать в этом плане с Лондоном, где у нас есть свой офис.
У BSI есть и другое преимущество – наши цены по Великобритании самые низкие, а по Парижу они соответствуют уровню предложений других крупных операторов, таких, например, как “Инна тур”.
Что же касается наших планов на будущий год, то мы поставили задачу – не распыляться на большое количество новых направлений, а сконцентрироваться на имеющихся, увеличивая качество обслуживания клиентов.
- Насколько мне известно, вы также активно занимаетесь программами обучения за рубежом.
- Департамент образования существует в структуре BSI с 1996 года. Сегодня он предлагает прежде всего программы обучения в Великобритании, а также в Ирландии, Германии, Франции, Швейцарии и на Мальте. Важно отметить, что мы занимаемся консолидацией образовательных групп, благодаря чему такие программы значительно дешевле индивидуальных, поскольку только авиаперелет в этом случае обходится дешевле на 30%. Конечно, заранее бронируя места на эти программы и собирая учеников в группу по всей стране, мы идем на определенный финансовый риск, но, как показала практика, он себя оправдывает – только в прошлом году на этом направлении объемы увеличились в два раза. При этом география поездок на обучение расширяется, например, в прошлом году мы отправили для обучения в Англии большую группу из Южно-Сахалинска.
- С какими авиакомпаниями вы сотрудничаете?
- Более 80% туров ориентированы на перелет “Аэрофлотом”, который мы считаем наиболее предсказуемым партнером. Бронируем блоки мест на рейсах “Аэрофлота” на Лондон, Париж, а в зимний период – на Зальцбург. Мы пытались работать и с “Трансаэро”, но после того как они без предупреждения отменили лондонский рейс, сотрудничество прекратилось. На “высокие даты”, когда необходимы места сверх нашего постоянного блока мест на рейсах “Аэрофлота”, мы сотрудничаем с British Airways.
В BSI есть собственный большой департамент авиаперевозок, который предлагает билеты всех крупнейших авиакомпаний. А поскольку компания – член IATA, в ее офисах происходит выписка авиабилетов.
- Сколько человек работает в BSI? Кто те, с кем вы начинали, и как сегодня вы подбираете сотрудников?
- Сегодня в фирме работает более 80 человек. Подбираем сотрудников очень тщательно, основные требования – минимум трехлетний опыт работы в туризме, высокий уровень интеллекта, рекомендации. Хотя, конечно, не отказываемся мы и от тех, кто не работал раньше в туризме, но может принести нам новые идеи. Просматриваем много кандидатур, но берем на работу единицы.
Сегодня в компании есть сотрудники, которые работают со мной уже 10 лет. Есть и те, с кем мы вместе начинали, и кто сегодня руководит другими известными компаниями. Например, Сергей Ветряк, который работал с нами, а затем открыл компанию Travelland, Алан Саутиев, возглавляющий последние два года компанию “Дилижанс-Миллениум”, мой бывший партнер Михаил Яковлев, с которым мы работали с 1989 года, сегодня он руководит Международным Учебным Центром.
- Насколько велика сегодня агентская сеть BSI, и собираетесь ли вы ее расширять?
- Сегодня в базе рассылки – порядка 2500 агентств по всей России, 400 из которых работают с нами достаточно плотно. При этом агентская сеть на 60% состоит из московских турфирм и на 40% из региональных.
BSI имеет центральный туроператорский офис, где работа ведется исключительно с турагентствами, и два офиса розничных продаж – на Чистых Прудах и на Таганке. Ежегодно только в Великобританию мы организуем для агентств 4-5 ознакомительных туров, активно развиваем бонусную систему.
Конечно, компания заинтересована в расширении работы с агентствами, которые являются основными покупателями наших туров. Однако мы не стремимся резко увеличить турпоток и выбираем в качестве партнеров серьезные агентства, которым интересно наше направление работы.
- Кроме группы компаний, вы возглавляете и некоммерческую организацию – Профессиональную туристскую лигу. Что значит для вас быть профессионалом турбизнеса?
- Сейчас многие страховые, строительные компании, банки открывают собственные турфирмы, стремясь освоить еще один вид бизнеса. При этом в настоящее время очень сложно получить, к примеру, лицензию на ведение строительства, но элементарно – на туристскую деятельность. Так что можно потратить $30-50 тыс. и открыть турагентство, которое через год разорится. Однако я уверен, что для того чтобы начать самостоятельно работать в туризме, нужно обязательно иметь опыт и образование. А если всего этого нет - проще обратиться к профессионалам, которые могут “поставить на ноги” ваш бизнес и передать в “надежные руки” уже готовую действующую структуру.
BSI
Год основания: 1990
Учредители: А.В. Игнатьев и группа частных лиц
Офисы: Центральный туроператорский офис, 2 офиса продаж
Количество сотрудников: 80
Ежегодный объем обслуживания: около 15 тыс. туристов
Направления деятельности: Индивидуальный, деловой и экскурсионный туризм по Великобритании, экскурсионные туры по Европе, образовательные программы, въездной туризм, продажа авиабилетов.
Беседовал Михаил Шугаев
№03 2003Турбизнес