-->
 
ЋЎг祭ЁҐ Ё ®Ўа §®ў ­ЁҐ ў €бЇ ­ЁЁ - ‚лб襥 ®Ўа §®ў ­ЁҐ Ё ЁбЇ ­бЄЁ© п§лЄ
 Навигация»
Справка
Погода в мире
(а-б)
Погода в мире
(з-к)
Погода в мире
(л-т)
Погода в мире
(у-я)
Курсы валют
Авиакомпании
Каталог турфирм
Каталог отелей
Каталог турсайтов
Информация
Архив статей
Фотогалерея
Видеоролики
Анекдоты
Истории
Страны
Турбизнес
Регистрация
Панель управления
Технологии
Законодательство
Компании
Страхование
Гостиницы
События
Транспорт
Рынки
Тенденции
Рекламные туры
О проекте
Партнеры
Друзья
Контакты


 NetTour.ru » Турбизнес » Законодательство » “Упрощенка”: условия изменились

“Упрощенка”: условия изменились


Сейчас очень многие турфирмы работают по “упрощенке”. Такая система налогообложения предусмотрена Федеральным законом от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства”. Однако с 1 января 2003 года в действие вступает новая глава Налогового кодекса РФ – глава 26.2 “Упрощенная система налогообложения”. Она существенно поменяет условия перехода организаций на “упрощенку”. Изменятся также ставки налога, база, с которой фирмам придется платить единый налог, сроки его уплаты.

В данной статье мы рассмотрим, какие же турфирмы смогут применять “упрощенку” с нового года, и как им тогда придется платить налог.

Условия применения
С 1 января 2003 года на “упрощенку” смогут перейти только те турфирмы, которые отвечают следующим требованиям. (Критерии, при выполнении которых турфирмы могут применять “упрощенку”, перечислены в статье 346.12 Налогового кодекса РФ.)

Во-первых, выручка турфирмы за 9 месяцев 2002 года включительно не должна превышать 11 млн руб. (без учета НДС и налога с продаж). Отметим, что сейчас предельный размер выручки турфирмы, которая может применять “упрощенку”, составляет всего лишь 10 млн руб. за год (100 000 МРОТ).

Во-вторых, у турфирмы не должно быть филиалов или представительств. В Федеральном законе от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства” (далее – Закон № 222-ФЗ) это требование не предусмотрено.

В-третьих, доля участия других юридических лиц в уставном капитале турфирмы не должна превышать 25 процентов. Сейчас такого требования Закон № 222-ФЗ не содержит.

В-четвертых, количество человек, работающих в турфирме, должно быть не более 100. Законом № 222-ФЗ установлена предельная численность работающих до 15 человек. (Средняя численность работников определяется в порядке, установленном постановлением Госкомстата России от 7 декабря 1998 г. № 121.)

В-пятых, стоимость амортизируемого имущества турфирмы не должна превышать 100 млн руб. При этом учитывается только имущество, находящееся в собственности организации. Это новое требование.

В то же время глава 26.2 “Упрощенная система налогообложения” Налогового кодекса РФ не содержит условия о том, что на “упрощенку” могут перейти только те фирмы, у которых нет задолженности по налогам в бюджет. Получается, что с нового года фирмы-должники также смогут применять упрощенную систему налогообложения.

Налогообложение
Туристическим фирмам, применяющим “упрощенку”, не придется платить налог на прибыль, НДС, налог с продаж, ЕСН и налог на имущество. Им нужно будет уплачивать только региональные и местные налоги и сборы, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и единый налог. Так сказано в пункте 2 статьи 346.11 Налогового кодекса РФ.

Правда, здесь нужно оговориться. Турфирмы, которые реализуют путевки по посредническим договорам, все же будут уплачивать налог с продаж, работая по “упрощенке”. Ведь в этом случае они исполняют обязанность налогового агента по уплате налога за комитента (принципала, доверителя). Налог с продаж при этом исчисляется со стоимости реализованных путевок, включая посредническое вознаграждение. Уплачивать налог с продаж турфирма не будет при условии, если туроператор (комитент, принципал или доверитель) освобожден от уплаты этого налога. В некоторых случаях турфирмам придется платить и НДС, опять же исполняя обязанности налогового агента, например, при аренде государственного имущества.

В соответствии со статьей 346.14 Налогового кодекса РФ турфирмы могут уплачивать единый налог либо с доходов, либо с доходов, уменьшенных на величину расходов. При этом объект налогообложения выбирает сама фирма (п. 2 ст. 346.14 Налогового кодекса РФ). (В целях исчисления единого налога доходы и расходы турфирм определяются кассовым методом.)

Если турфирма решила платить единый налог с доходов, то ставка налога составит 6%. Если же турфирма будет уплачивать налог с доходов, уменьшенных на расходы, то налог придется платить по ставке 15%. Такие ставки налога установлены в статье 346.20 Налогового кодекса РФ.

Причем при налогообложении учитываются все доходы турфирмы: как от реализации туристских услуг и имущественных прав, так и внереализационные доходы. Эти доходы определяются соответственно по правилам статей 249 и 250 главы 25 “Налог на прибыль организаций” Налогового кодекса РФ.

Пример 1
С 1 января 2003 года ЗАО “Магнолия” (турагент) решило перейти на “упрощенку”. При этом ЗАО “Магнолия” будет уплачивать единый налог с доходов.

В отчетном периоде турфирма продавала туры по агентским договорам на сумму 960 000 руб. В соответствии с договором агентское вознаграждение составляет 10 % от стоимости реализованных туров, то есть 96 000 руб. (960 000 руб. х 10%). Кроме того, турфирма продала ненужное имущество на сумму 10 000 руб.

Таким образом, в отчетном периоде ЗАО “Магнолия” получило на свой расчетный счет от туристов 960 000 руб. и от покупателя имущества 10 000 руб.

Таким образом, налоговая база по единому налогу будет равна:
96 000 руб. + 10 000 руб. = 106 000 руб.
А сумма единого налога будет равна:
106 000 руб. х 6% = 6360 руб.

Перечень расходов, на которые турфирма может уменьшить свои доходы (если она рассчитывает единый налог, исходя из доходов, уменьшенных на сумму расходов), приведен в статье 346.16 Налогового кодекса РФ. Это достаточно широкий перечень расходов, например, расходы на приобретение нематериальных активов, оплату труда, командировки, аудиторские услуги, рекламу.

Отдельно нужно сказать о расходах на приобретение основных средств. Такие расходы уменьшают доходы турфирмы, применяющей “упрощенку”, в момент ввода этих объектов в эксплуатацию. Если же основные средства были приобретены до перехода на упрощенную систему, то их стоимость включается в расходы в следующем порядке.

Если срок полезного использования основных средств не превышает трех лет, то такое имущество списывается на расходы в течение года применения “упрощенки”. Если срок использования основных средств составляет от трех до пятнадцати лет включительно, то 50% стоимости такого имущества списывается на расходы в течение первого года, 30% – в течение второго года и 20% – в течение третьего года применения “упрощенки”. Если же срок полезного использования основного средства превышает 15 лет, то расходы на его приобретение принимаются равными долями в течение 10 лет применения “упрощенки”.(Определяя срок полезного использования основных средств, следует руководствоваться Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы (утверждена постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1).)

Пример 2
С 1 января 2003 года ЗАО “Элитный отдых” решило применять упрощенную систему налогообложения. На эту дату у турфирмы числится на балансе следующее имущество:

– оргтехника, остаточная стоимость которой равна 17 500 руб. (срок полезного использования этих основных средств – от 3 до 5 лет);

– офисная мебель, ее остаточная стоимость – 35 000 руб. (срок полезного использования этих основных средств – от 5 до 7 лет).

Таким образом, в 2003 году турфирма ЗАО “Элитный отдых” спишет на расходы стоимость своих основных средств – 26 250 руб. ((17 500 руб. + 35 000 руб.) х 50%). В 2004 году на расходы нужно будет списать 15 750 руб. ((17 500 руб. + 35 000 руб.) х 30%). А в 2005 году – еще 10 500 руб. ((17 500 руб. + 35 000 руб.) х 20%).

Но если турфирма продаст основные средства, приобретенные в период применения упрощенной системы, до истечения срока их полезного использования, то ей придется пересчитать налоговую базу за весь период пользования таким имуществом и доплатить в бюджет налог и пени.

Обратите внимание: перечень расходов, приведенный в статье 346.16 Налогового кодекса РФ, является закрытым. В то же время в нем отсутствуют расходы, характерные для турфирм. Например, в этом перечне предусмотрены расходы на покупные товары. Для турфирм, перепродающих путевки, аналогом таких расходов является стоимость туристских путевок. Однако подобный вид расходов в Налоговом кодексе РФ не предусмотрен. Поэтому турфирмам, перепродающим туры, будет выгоднее платить единый налог с дохода.

Также в статье 346.16 Налогового кодекса РФ не предусмотрены расходы по выплате вознаграждения турагентам, реализующим путевки по посредническим договорам. Поэтому тем турфирмам, которые реализуют свои путевки через посредников, также будет выгоднее уплачивать единый налог с доходов.

Но в любом случае минимальная сумма единого налога, подлежащего уплате в бюджет, не может быть меньше 1% от полученных доходов. При этом разницу между уплаченной суммой налога и фактически начисленной турфирма сможет включить в расходы, рассчитывая единый налог в следующем периоде. Так установлено в пункте 6 статьи 346.18 Налогового кодекса РФ.

Пример 3
ЗАО “Мечта” перешло на упрощенную систему и использует в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.

В I квартале 2003 года доходы от реализации путевок составили 120 000 руб., а расходы – 115 000 руб. Налоговая база равна 5000 руб. (120 000 – 115 000).

Значит, сумма единого налога составит:
5000 руб. х 15% = 750 руб.
При этом минимальная сумма единого налога равна:
120 000 руб. х 1% = 1200 руб.
750 руб. < 1200 руб.

Значит, ЗАО “Мечта” должно перечислить в бюджет 1200 руб. А 450 руб. (1200 – 750) турфирма может включить в расходы при исчислении единого налога за первое полугодие 2003 года. (Отчетным периодом по единому налогу является квартал, полугодие, 9 месяцев и год.)

Если по итогам года турфирма получит убыток, то его сумму она сможет включить в состав расходов в следующем налоговом периоде. Но так можно поступить, только если турфирма исчисляет единый налог с разницы между доходами и расходами. А, кроме того, налоговая база следующего года может быть уменьшена не больше чем на 30 процентов. Если же убыток превышает эту величину, то он переносится на следующие годы, но не более чем на 10 лет.

Пример 4
С 1 января 2003 года ЗАО “Сигма-тур” стало применять упрощенную систему налогообложения. В качестве объекта налогообложения турфирма выбрала доходы, уменьшенные на сумму расходов. По итогам 2003 года турфирма получила убыток – 12 000 руб.

В 2004 году разница между доходами и расходами ЗАО “Сигма-тур” составила 35 000 руб. Значит, в 2004 году турфирма сможет учесть убыток 2003 года только в размере 10 500 руб. (35 000 руб. х 30%). А оставшаяся часть убытка в размере 1500 руб. (12 000 – 10 500) будет списана на расходы в 2005 году, при условии, что она не превысит 30% налоговой базы ЗАО “Сигма-тур” в 2005 году. Иначе часть убытка будет перенесена на следующий год – 2006 год.

Сроки уплаты единого налога
Единый налог уплачивается в виде авансовых платежей. Порядок исчисления этих платежей зависит от того, какой объект налогообложения выбрала турфирма. (Порядок уплаты единого налога в бюджет установлен в статье 346.21 Налогового кодекса РФ.)

Если турфирма выбрала объект налогообложения в виде дохода, то сумма квартального авансового платежа исчисляется по итогам каждого отчетного периода исходя из ставки налога и фактически полученных доходов. Доходы рассчитываются нарастающим итогом с начала года до окончания первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее уплаченных сумм квартальных авансовых платежей.

Сумма квартального авансового платежа уменьшается на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. При этом сумма авансового платежа не может быть уменьшена более чем на 50%.

Пример 5
С 1 января 2003 года турфирма ООО “Регат” перешла на упрощенную систему налогообложения. В качестве объекта налогообложения турфирма выбрала доходы.

В I квартале 2003 года доход ООО “Регат” от продажи путевок составил 215 000 руб. Предположим, что других доходов у турфирмы не было. За этот период турфирма начислила страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 7325 руб.

Итак, сумма авансового платежа по единому налогу за I квартал 2003 года составит:
215 000 руб. х 6% = 12 900 руб.
50% от суммы авансового платежа по единому налогу равно:
12 900 руб. х 50% = 6450 руб.

Значит, в I квартале 2003 года ООО “Регат” сможет учесть в целях налогообложения страховые взносы на обязательное пенсионное страхование только в размере 6450 руб.

За первое полугодие 2003 года налогооблагаемый доход ООО “Регат” составил 318 500 руб, а сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование – 9875 руб.

Таким образом, сумма авансового платежа по единому налогу за первое полугодие 2003 года составит:
318 500 руб. х 6% = 19 110 руб.
50% от суммы авансового платежа по единому налогу равно:
19 110 руб. х 50% = 9555 руб.

То есть в первом полугодии 2003 года ООО “Регат” сможет учесть в целях налогообложения страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 9555 руб.

Аналогичный расчет производится по итогам 9 месяцев 2003 года и всего 2003 года.

Если фирма исчисляет и уплачивает налог с доходов, уменьшенных на величину расходов, сумма квартального авансового платежа рассчитывается исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала года. Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование относятся к расходам в целях исчисления единого налога. То есть в этом случае страховые взносы учитываются в полном размере.

Сроки представления налоговой декларации
Турфирмы обязаны представлять в налоговую инспекцию декларации по налогу ежеквартально – не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, то есть не позднее 25 апреля, 25 июля и 25 октября (если только эти дни не приходятся на выходные). Не позднее этого срока следует уплатить и авансовые платежи по единому налогу.

Налоговая декларация по итогам года представляется не позднее 31 марта года, следующего за отчетным. В этот же срок уплачивается налог по итогам года.

Бухгалтерский и налоговый учет
Расчет налоговой базы и суммы налога турфирмы должны вести в книге учета доходов и расходов. Форма такой книги и порядок учета в ней доходов и расходов должно утвердить МНС России по согласованию с Минфином России.

Также следует отметить, что упрощенная система налогообложения, которая вводится с 1 января 2003 года, не содержит нормы о том, что организации, применяющие “упрощенку”, могут не вести бухгалтерский учет. Ранее такая норма содержалась в Законе № 222-ФЗ. Поэтому с нового года те турфирмы, которые перейдут на “упрощенку”, все равно должны будут вести бухучет. Также турфирмам, работающим по “упрощенке”, придется сдавать статистическую отчетность и соблюдать порядок ведения кассовых операций.

Порядок и условия начала и прекращения применения “упрощенки”
Если с 1 января 2003 года ваша турфирма решила перейти “на упрощенку”, то с 1 октября по 30 ноября 2002 года включительно вам нужно было подать соответствующее заявление в налоговую инспекцию.

Правда, если турфирма только создается, то она сможет подать заявление о переходе на “упрощенку” одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах.

Форма заявления перехода на “упрощенку” утверждена приказом МНС России от 19 сентября 2002 г. № ВГ-3-22/495. Кроме общих данных о турфирме, в нем указываются:

дата перехода на упрощенную систему;
объект налогообложения единым налогом;
размер доходов, полученных турфирмой за девять месяцев 2002 года;
средняя численность работников;
стоимость амортизируемого имущества, находящегося в собственности организации на дату подачи заявления.

В ответ на это заявление налоговая инспекция должна прислать турфирме уведомление о том, может ли она перейти на упрощенную систему налогообложения или нет. Форма этих уведомлений также приведена в приказе МНС России № ВГ-3-22/495.

“Упрощенка” применяется с начала года до конца того квартала, в котором турфирма утратит свое право применять такую систему. То есть когда ее доход превысит 15 млн руб. или стоимость амортизируемого имущества станет больше 100 млн руб. (п. 4 ст. 346.13 Налогового кодекса РФ). После этого турфирма сможет вновь применять “упрощенку” не ранее чем через два года (при условии, что она вновь будет соответствовать критериям, при которых можно применять упрощенную систему налогообложения).

Но возможно, турфирма решит сама отказаться от “упрощенки”. Тогда ей нужно уведомить об этом налоговую инспекцию не позднее 15 января года, в котором предполагается переход на общий режим налогообложения. Форма такого уведомления приведена в приложении № 4 к приказу МНС России № ВГ-3-22/495.




Елена Иванова, генеральный директор ООО “Аудит-Контур”
№03 2003 Турбизнес



 Соседние статьи
Турфирма: «Мы работаем, вы отдыхаете»
ГОСТ Р 50644-94 Требования по обеспечению безопасности
ГОСТ Р 50690-94 Туристско-экскурсионное обслуживание
 Реклама>
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru

© 2002-2003 Компания aline.ru.
Все права защищены.
Веб-дизайн и продвижение сайта - aline.ru