Интуристов станет больше на 10 процентов
Деньги на продвижение туристических возможностей России, впервые выделенные бюджетом, окрылили операторов, развивающих внутренние направления. По их прогнозам, в этом году Россию посетит как минимум на 10% больше иностранных туристов, чем в прошлом году. Операторы отмечают, что инвестиционная активность в гостиничной сфере растет. Особенно в регионах.
Въездной сектор туррынка считается сейчас самым перспективным. Аббас Алиев, президент ВАО "Интурист", оценивает потенциал внутренних направлений туризма в России в $350-400 млрд, в то время как выезд россиян за рубеж не сможет принести больше $25 млрд. Компании, работающие на рынке, уже давно поняли, что принимать иностранцев у себя гораздо выгоднее, чем отправлять за границу своих соотечественников. Но это и более хлопотный бизнес.
В этом году российские власти выделили $500 тыс. на организацию экспозиций нашей страны на десяти крупнейших зарубежных туристических выставках. Помимо этого ведется активная работа по изданию каталогов на иностранных языках и проведению российских презентаций. "Государственные затраты окупятся с лихвой, - уверяет Алексей Жегалов, генеральный директор компании "ВИТ-Информ". - Благодаря рекламе въездной поток может за несколько лет вырасти на 25-30%. А каждый иностранец тратит за неделю в России $1,5 тыс."
Главным препятствием на пути увеличения въездного потока остается нехватка приличных гостиничных мест. Туроператоры уверены, что в этом году проблема решена точно не будет. По словам Алиева, во всем мире считается, что гостиничная отрасль работает нормально, если на 1 тыс. населения приходится 12 отелей. В Москве сейчас этот показатель достигает 5, в Санкт-Петербурге - 7. А о гостиничном бизнесе в регионах пока и говорить неприлично. По мнению Алиева, необходимо, чтобы туроператоры и гостиницы объединились по принципу вертикальной интеграции.
Этот процесс уже идет в регионах. Например, компания Green Express построила в Прибайкалье комфортабельный гостиничный комплекс "Байкальские терема" и теперь предлагает на его базе приключенческие маршруты. По словам Романа Ищенко, генерального директора Green Express, они пользуются повышенным спросом и вполне способны поднять туристическую привлекательность Байкала среди иностранцев. Сейчас компания заканчивает строительство второго комплекса.
"Туристический потенциал России сильно вырастет, если регионы будут себя рекламировать, а также начнут строить приличные гостиницы", - считает Дмитрий Сапгир, генеральный директор компании "КМП-групп". Активность регионов сейчас особенно важна, потому что прежде всего России следует предлагать туристам сельский, экологический и приключенческий туризм. Именно эти направления особенно популярны в Европе. По мнению Сергея Шпилько, президента РАТА, спросом у иностранцев также может пользоваться организация лечебно-оздоровительных туров, которые у нас будут стоить как минимум на 30% меньше, чем за границей.
Инна Коломейская
18.07.2002 "Финансовые Известия"